Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли

29/11/2019

Аннотация

Патриотизм — одна из фундаментальных социальнообразующих ценностей. Русские мыслители, ученые и деятели искусства внесли большой вклад в развитие патриотизма: Карамзин, Белинский, Добролюбов, Ушинский, Чернышевский, Радищев и другие соотечественники, наряду с выявлением всеобщих моментов понятия патриотизма, осмысливают и отечественные его особенности.

Воспитание патриотизма в подрастающем поколении, по мнению автора статьи, является приоритетной задачей государства и педагогическая роль обретает здесь главенствующее значение. Изучение генезиса патриотизма в истории русской мысли становится решением проблемы формирования патриотической культуры. «Народное воспитание», воспитание лучших качеств истинных сынов Отечества — вот извечная задача педагога.

Как патриотизм понимали в Российской Империи, Советском союзе и как понимают в современной России? Изучение истории патриотизма подводит к его истинному понятию и предотвращает от ошибок однобокого восприятия.

Текст статьи

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся и акцентируется необходимость формирования патриотической культуры школьников. Понятие «патриотизм» является базовым компонентом для формирования патриотической культуры школьников. Критическое осмысление научного знания о патриотизме, методов и приемов его воспитания приводит к пониманию того, что система деятельности в области патриотического воспитания требует изменения на основе воспитания духовных ценностей и разработки концепции формирования патриотической культуры школьников. Центральным элементом воспитания патриотизма, как основы патриотической культуры, является философская теория ценностей. В современных государственных программах и документах подчеркивается, что патриотизм является одной из непреходящих, неискоренимых ценностей. Воспитание нравственно-ориентированной личности, которой присущи патриотизм, ответственность и другие качества – одна из основных задач государственной политики в области образования на современном этапе развития общества. Современные школьники, будущие граждане России, должны быть готовы к противостоянию глобальным вызовам современной эпохи, должны стать высоконравственными, творческими, компетентными гражданами России, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что научное сообщество обращается к проблеме воспитания патриотизма при решении исторически назревших задач развития общества, в периоды социальных кризисов. Ученые, общественные деятели разных эпох единодушны в том, что патриотизм, это, во-первых, любовь к Родине, во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества, на защиту его интересов, готовность к служению Отечеству.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическая культура; патриотическое воспитание; ценность; Отечество; любовь к Родине; генезис развития представлений о патриотизме; патриот; школьник; воспитание; противоречия в воспитании патриотизма; отечественная педагогическая мысль.

Исследование проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет давнюю традицию в истории отечественной педагогической мысли. Накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «патриотизм», способах его воспитания у подрастающего поколения. Между тем, мы обращаемся к проблеме формирования патриотической культуры школьников среднего звена в общеобразовательном учреждении. Решению проблемы формирования патриотической культуры способствует изучение генезиса научных представлений о патриотизме в истории отечественной педагогической мысли.

Российские ученые и педагоги такие, как А.В. Азарова [1], А.И. Мурзин [2], И.Л. Нестерович [3], С.Н. Филипченко [4] и другие прослеживают генезис развития патриотизма как общественного явления, который берет начало «от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам и, продолжая развиваться, доходит до государственного патриотизма – любви к государству» [3, с. 65].

Ученые отмечают, что представления о патриотизме, складывающие в сознании людей, берут начало в устном народном творчестве, в былинах, преданиях Древней Руси. В былинах об Илье Муромце и других богатырях [5], в «Повести временных лет» [6, с. 28–91], «Слове о полку Игореве» [7] и других памятниках древнерусской литературы воспевались чувства любви к Родине, ответственность народа за судьбу родной земли, борьба за ее свободу.

Среди древнерусских источников XI–XIV веков ученые выделяют такие, как: «Слово о Законе и Благодати» Илариона [8, с. 153–154], «Поучения Влади- мира Мономаха» [9, с. 164–168], «Задонщину» [10],

«Сказание о Мамаевом побоище» [11], где содержатся идеи о необходимости защиты родной земли, воспеты патриотические чувства, отвага, храбрость народа.

В XVII–XVIII веках, в период оформления государственного аппарата, патриотизм, как общественное явление, «перетекает от понятия любви и уважения к семье, общине, племени в понятие любви к родине как государству, его защиты и сохранения предшествующих ценностей, в котором доминировала составляющая защиты от внешнего врага» [3, с. 66].

М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» [12] сформулировал задачи воспитания сознательных людей, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства и, как утверждает Н.А. Абрамова, рассматривал природу человека иерархически, называя чувственную, эгоистическую – «нижней», а духовную, патриотическую – «высшей» [13, с. 17].Вопросами воспитания патриотических и гражданских чувств занимались многие общественные деятели XVIII–XIX вв.: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие.

А.Н. Радищев придавал большое значение в воспитании «истинного сына Отечества» процессу овладения знаниями, умственному развитию. Он считал, что у человека-патриота, должно быть, прежде всего, «почитание своей совести». Патриот «не страшится трудностей, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, не страшится пожертвовать жизнею, если же она нужна для Отечества…» [14, с. 66].

Н.М. Карамзин писал о гуманистической сущности патриотизма. Личное счастье человека, по мнению мыслителя, соединено с его обязанностями, собственное благо взаимосвязано с благом Отечества: «…мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею связана наша собственная, его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни, что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений, что слава его есть наша слава…» [15, с. 93]. Историк в статье «О любви к отечеству и народной гордости» выделил три вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь означает, по Н.М. Карамзину, привязанность человека к месту его рождения и жизни. Нравственная любовь основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая любовь человека основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания [16, с. 280–282].

Анализ идей В.Г. Белинского показывает, что патриотизм – это, в первую очередь, активная, действенная любовь к своему Отечеству, проявляющаяся не в любовании Отечеством, а в его усовершенствовании, развитии. В письме к Н.В. Гоголю В.Г. Белинский писал, что для развития России нужно «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства» [17, с. 213]. Чувства достоинства, стремление к активным действиям надо воспитывать, возбуждать. Согласно В.Г. Белинскому, воспитание – это «великое дело», благодаря которому решается участь человека, «молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность» [Цит. по: 18, с. 54].

Заслуживает внимания идея Н.А. Добролюбова о том, что становление чувства патриотизма у человека происходит постепенно, по мере его взросления и развития. Патриотизм в первом проявлении есть «пристрастие к родным полям, местам, где живет человек». Затем патриотизм включает исторические и гражданственные понятия: «Продолжая развиваться, человек различает хорошие и дурные стороны в предмете, в результате чего происходит отрешение от предрассудков местности и увлечение только тем, что составляет общие государственные и народные черты» [19, с. 384–385]. Взгляды идей Н.А. Добролюбова совпадают со взглядами Н.М. Карамзина. У Н.М. Карамзина пристрастие к месту рождения, «любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» присутствуют у человека одновременно, а не являются этапами развития патриотизма как у Н.А. Добролюбова. Мыслитель утверждал, что патриотизм в общем виде «есть одно из проявлений любви человека к человечеству» [19, с. 382], что сближает его мысли с идеями В.Г. Белинского о связи патриотизма с человечностью. И Н.А. Добролюбов, и В.Г. Белинский рассматривали патриотизм как деятельность, направленная на благо Отечества. Отметим, что Н.А. Добролюбов предостерегал от «псевдопатриотизма», который подразумевается как «человеконенавидение» и выражается «бес- толковой воинственностью, желанием резать и бить неприятелей во славу Отечества, между тем, как воинственный мальчишка и не понимает еще, что такое Отечество и кто его неприятели» [19, с. 388].

Развивая идеи предшественников о воспитании патриотизма, Н.Г. Чернышевский обосновывал мысль о том, что деятельность на благо Отечества есть критерий социальной зрелости человека: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство силою его патриотизма» [20, с. 576]. Н.Г. Чернышевский придавал большое значение воспитанию чувства национальной гордости гражданина. К.Д. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания человека-патриота. Воспитывать молодое поколение в духе народности – это значит воспитывать у молодежи чувство любви к Родине, готовность отдать свои силы на служение всему народу. Интересной является мысль К.Д. Ушинского о том, что патриотизм проявляется не только в борьбе с врагами отчизны, но и в способности самостоятельно высказывать свое мнение. К.Д. Ушинский писал, что «выражением патриотизма являются и те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю» [21, с. 52]. Педагог подчеркивал, что «благороднейшие стремления человеческого сердца – подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания…» [22, с. 217]. К.Н. Ушинский утверждал, что определяющим в воспитании патриотов является культура, быт, история, традиции, язык народа, т.е. «воспитание должно быть народным» [23]. В статье «О пользе педагогической литературы» автор указывал на пороки, негативные качества чело- века, то, что и в настоящее время наносит вред формированию высоконравственной личности: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести – вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться» [Цит. по: 18, с. 17].

В.И. Вернадский обратил внимание на то, что для воспитания личности крайне важно использовать примеры и ситуации из реальной жизни, учить анализу, знакомить воспитанников с местным краеведческим материалом. Он писал в конце XIX века: «Мне кажется, должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни, идей, истории человека» [24, с. 144]. Патриотизм как любовь к государству оставался «незыблемой, необсуждаемой и истинной основой до Гражданской войны 1918–1922 гг., когда патриотизм стал четко делиться по классовому признаку» [3, с. 66]. С приходом к власти большевиков понятие «патриотизм» претерпело значительную трансформацию, трактовалось в духе марксистско-ленинской идеологии. Большевики называли патриотами тех, кто разделял классовые интересы и политические устремления пролетариата.

Н.К. Крупская ввела понятие «военное воспитание», доказывала, что патриотизм должен воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь [25]. Военно-патриотическое воспитание обусловливалось исторической необходимостью защиты первого в мире социалистического государства.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках [26]. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и, как пишет Н.А. Абрамова, опираясь на мысль А.С. Макаренко, «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [Цит. по: 13, с. 23]. Главным мерилом патриотических убеждений советский педагог считал личный и совместный труд, вклад каждого в общий труд. Советская школа должна воспитывать коллективистов, квалифицированных работников. Он отмечал, что патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению важного дела для Родины, сознательно борющегося за укрепление могущества Родины.

А.В. Луначарский говорил о воспитании коллективизма, подчинении личных интересов общественным. В работе «Воспитательные задачи советской школы» он отмечал: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [Цит. по: 18, с. 13].

Осмысление идей советских педагогов эпохи социалистического строительства, индустриализации, коллективизации приводит к тому, что патриотизм, наряду с классовым (крестьянско-пролетарским) под- ходом, характеризовался системой патриотического воспитания юношества на основе идеологических ценностей марксизма-ленинизма: общие, коллективные интересы ставились выше личных, ценился труд во имя светлого будущего, строительства коммунизма. Над формированием патриотизма работала вся идеологическая машина государства. В условиях советской общественной системы, как подчеркивает С.Н. Филипченко, патриотизм выступал в качестве «важнейшей педагогической основы, главным направлением воспитания подрастающего поколения» [4, с. 130].

Патриотизм в советской педагогической науке понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии, как преданность социализму и коммунизму, пролетарскому интернационализму. Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения в СССР была тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, а также воспитанием чувства пролетарского интернационализма.

Во время Великой Отечественной войны советский народ проявил патриотизм в истинном смысле этого слова. Народ сплотила совместная борьба за свободу, жизнь, защиту семьи и Родины от фашистских захватчиков. Патриотизм, мужество и героизм соотечественников стали источниками Великой Победы.

И.Л. Нестерович считает, что «кризис патриотизма, составной части мировоззрения и идеологии», наметился с шестидесятых годов ХХ века и главной причиной, по мнению автора, было то, что «из понятия патриотизма была выхолощена главная основа, стрежень патриотизма – духовность» [3, с. 67].

Следует отметить, что в теорию патриотического воспитания в советский период большой вклад внес В.А. Сухомлинский. В его произведениях «Сердце отдаю детям» [27], «Рождение гражданина» [28], «Мудрая власть коллектива» [29], рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников, которая представляет значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» педагог подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир» [30]. В статье «Родительская педагогика» автор рассуждал о том, что воспитание человека, «хорошего гражданина, труженика» требует «благо- родной, универсальной» работы, умственного труда, что «творение человека – это высшее напряжение всех духовных сил» [Цит. по:18, с. 25].

Несмотря на то, что в советский период существо- вала система жесткой централизации, патриотическое воспитание входило в состав коммунистического, направленность которого ограничивалось рамками строгих указаний вышестоящего руководства, сковывало творческий подход, однако продолжалось научно-педагогическое осмысление боевого опыта, обобщение огромного объема фактологического материала военных лет. В шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ века проходили исследования в теории и практике военно-патриотического воспитания, в подготовке учащихся общеобразовательных школ и ПТУ к службе в армии такими учеными, как А.Н. Вырщиковым [31], Н.А. Белоусовым [32], В.Ф. Шатровым [33] и другими.

Многое в понимании патриотизма учеными советского периода заслуживает критики, например, классовый характер патриотизма, требование защищать интересы коммунистической партии наравне с интересами Родины. Однако, при всем этом, некоторые высказывания того периода, перекликающиеся с исконно русским традиционным пониманием патриотизма, весьма актуальны сегодня. И советские ученые понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов, укрепление мира. «Патриот – не тот, кто говорит красивые слова о любви к Родине, а тот, кто, видя трудности, нерешенные проблемы, не ноет, не паникует, не носится со своими эгоистическими претензиями, а, засучив рукава, преодолевает преграды» [34, с. 28].

Распад СССР привел не только к краху коммунистической идеологии, как утверждает И.Л. Нестерович, он «изменил содержание основополагающих принципов патриотизма». Размывание, девальвация духовных ценностей, замена чуждых россиянам западными установками, лозунгами привели к «имитации патриотизма в виде формальных ценностей и лозунгов» [3, с. 66].

В девяностые годы, в первом десятилетии XXI века, начался «процесс поисков истины», который подвел общество к пониманию, что к сегодняшнему дню не найдена идея – ценность, сплотившая общество, и «вокруг которой началось бы формирование соответствующей идеологии. В душах молодежи идеологическая пустота и метания… Юность мечется по стране в поисках духовной определенности, и каждый находит своего кумира» [3, с. 67].

Интерес для данного исследования представляет идея С.Н. Филипченко о необходимости «корреляции государственной идеи в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, предполагающих создание такой системы образования, которая обращена в будущее» [4, с. 93].

В девяностые годы были осуществлены исследования А.Н. Вырщикова [31], В.И. Лутовинова [35] и других ученых, которые рассматривали патриотизм не только как конкретно-историческое, но и общественное явление.

Для нашего исследования важны и актуальны идеи В.А. Караковского, способствующие выходу из «идеологической пустоты и метаний», показывающие современному педагогическому сообществу конкретные пути и способы патриотического воспитания молодого поколения. На вопрос «что же делать?», автор приводит рассуждения, которые заслуживают нашего внимания: «Прежде всего, надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет… Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети…» [36, с. 6]. Учитывая положение В.А. Караковского о том, что общая культура – это база для развития культуры политической, считаем, что она является и основой для формирования патриотической культуры. Ученый придавал большое значение воспитанию культуры у школьников с помощью игровых технологий, т.к. воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка. «Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д., – предупреждает В.А. Караковский, – речь идет именно о народных играх… Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями» [36, с. 20].

Актуальным для нашего исследования является утверждение Б.Т. Лихачева, сказанное на рубеже XX– XXI веков о том, что «будущее России, ее положение внутри страны и в мире» будет зависеть не от поли- тиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать «шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина и созидателя но- вой России» [37, с. 77]. Ученый рассуждает о патриотизме как о творческом начале, которое может вдохновить всю жизнь человека: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества» [38, с. 205].

Однако, анализируя научные работы разных авторов, следует отметить о существовании противоречий в воспитании патриотизма школьников. Так, О.В. Лебедева говорит о противоречиях между государственным заказом и реальным положением личности, между инстинктивным и сознательным характером патриотизма (сущность инстинктивного характера патриотизма выражена в словах: «люблю я Родину – за что, не знаю сам»), между интимным характером патриотических чувств и императивными и назидательными средствами воспитания, между пассивным и активным характером патриотизма, о наличии полярности эмоций (гуманное чувство любви к Родине и ненависть к ее недостаткам) [39]. Автор подчеркивает, что, если государство не является « заботливой матерью своих детей», не создает условия для их творческой самореализации, то «нерешенные проблемы (сокращение рабочих мест, низкий прожиточный минимум) порождают у подрастающего поколения разочарование и неуверенность в своем будущем, вынуждают искать нишу для самореализации в других странах» [39, с. 4].

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма как основы формирования патриотической культуры школьников показывает, что данное направление деятельности государства, общества, школьного образования своими корнями уходит в историю российского государства.

Значительный вклад в воспитании патриотизма у молодого поколения внесли русские ученые, общественные мыслители: Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

В советский период воспитание патриотизма подразумевалось как военно-патриотическая подготовка и определялось государственными задачами советского общества, патриотизм понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии. И советские педагоги понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов.

Отечественные мыслители отмечают, что патриотические чувства народа особенно обостряются в период социально-экономических, политических изменений, в период угрозы, нависающей над Родиной.

Ученые, общественные деятели разных эпох, мудрость народа указывают на то, что патриотизм, это, во-первых, любовь к Родине, во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества, на защиту его интересов, готовность к служению Отечеству. Патриотизм – это одна из непреходящих, неискоренимых ценностей.

Проблема воспитания патриотизма, патриотической культуры у школьников особенно актуальна в настоящее время. Сегодняшние школьники, став взрослыми, должны быть готовы к выполнению обязательств, возлагаемых на них Отечеством. Результатом патриотического воспитания является сформированная патриотическая культура. Все вышесказанное позволяет утверждать, что только через патриотическое воспитание возможно сформировать патриотическую культуру школьников и убедительно доказывает необходимость разработки концепции формирования патриотической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ре- сурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-v- rossii#ixzz3NwFTeIgH.

2. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электрон- ный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy- rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost.

3. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69.

4. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. 393 с.

5. Богатыри и витязи Русской земли: по былинам, сказаниям и песням / сост., предисл. Н.И. Надеждина. М.: Московский рабочий, 1990. 336 с.

6. Повесть временных лет / подгот. текста, пер. и примеч. Д.С. Лихачева // Изборник: сборник произве- дений литературы Древней Руси. Библиотека всемирной литературы. Сер. 1. Т. 15. М.: Художественная литература, 1969. 300 с.

7. Слово о полку Игореве / вст. ст. Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1976. 80 с.

8. Иларион. Слово о законе и благодати // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII. М.: Педагогика, 1985. 367 с.

9. Поучение Владимира Мономаха // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII. М.: Педагогика, 1985. С. 164–168.

10. Задонщина. Слово о Великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая [Элек- тронный ресурс] / пер. Л.А. Димитриева // Древнерусская литература. – http://www.drevne.ru/lib/zadon_s.htm.

11. Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмитриева. М., 1980. С. 110–217.

12. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т 7. Труды по филологии (1739–1758 гг.). М.- Л., Издательство Академии наук СССР, 1952. [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/ text_1765_kratkoe_rukovodsvo_k_krasnorechiu.shtml.

13. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 160 с.

14. Радищев А.Н. Избранное. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1982. 239 с.

15. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. 351 с.

16. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. 591 с.

17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В

13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954). 657 с.

18. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.

19. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. 496 с.

20. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. 872 с.

21. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. С. 27–57.

22. Очерки по истории педагогики: сборник статей / под ред. Н.А. Константинова. М.: АПН РСФСР, 1952. 754 с.

23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

24. Вернадский В.И. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

25. Крупская Н.К. О воспитании в семье: избранные статьи и речи / сост. и предисл. Н.И. Стриевской. М.: АПН РСФСР, 1962. 208 с.

26. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Пе- дагогика, 1983–1986.

27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. 145 с. [Электронный ре- сурс] // http://profi-rus.narod.ru/semya/sukhomlinskij-v.- serdtse-otdaju-detjam.doc.

28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия,1971. 336 с.

29. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.

30. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. 272 с.

31. Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.

32. Белоусов Н.А. Педагогические основы подготовки учителя средних учебных заведений к службе в Советской армии: дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 485 с.

33. Шатров В.Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание воинов. Содержания. Форма. История. М.: Воениздат, 1985. 63 с.

34. Документы и материалы ХХ съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М.: Молодая гвардия, 1987. Т. 1. 382 с. Т. 2. 415 с. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.

35. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.

36. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара: СИУ, 1997. 85 с.

37. Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. 318 с.

38. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 3–11.