Кому учить патриотизму

18/01/2020

В 1990-е годы официальные информационные источники нашей страны постоянно говорили об «интеграции России в мировое сообщество» и о «вхождении в семью европейских народов». Сегодня из официальных источников часто можно услышать о патриотизме. Это хороший знак. Культивирование идей патриотизма, идущее сверху, нужно —государственная политика позитивно влияет на мировоззрение людей, особенно молодёжи. Отсутствие патриотического воспитания делает сознание граждан уязвимым для воздействия идеологий, чуждых российскому менталитету.

Правда, если в этом деле будут участвовать только представители политической власти, едва ли можно надеяться на его успех. Молодёжь не обладает ещё достаточным багажом знаний и опыта для адекватной оценки навязываемых ей идей и смыслов. Зато она тонко чувствует ложь, облаченную в патриотические одежды. А с отторжением "казённой", "ура-патриотической" фальши, будет отвергнут и подлинный смысл патриотизма, необходимый для созидательного развития.

Вот почему в деле патриотического воспитания исключительно значима роль общественности. Создавать, формулировать и продвигать идеи, ценности, смыслы – это не цель государства и его представителей. Последние имеют возможность проявлять свой патриотизм посредством неустанной заботы о соблюдении национальных интересов. Чем меньше они говорят о патриотизме, тем лучше: значит, вся их энергия направлена на выполнение служебного долга, на решение жизненно важных задач страны.

Иначе дело обстоит с теми, кто по роду своих профессиональных занятий и по призванию всю жизнь посвящает созданию, формулированию и продвижению идей, ценностей, смыслов. Свою деятельную любовь к Родине они могут и должны демонстрировать на личном примере, выступая образцами для подражания. И особенно важно, когда гражданская патриотическая позиция публично декларируется известными представителями гражданского общества и лидерами общественного мнения, когда в любви к Родине признаются выдающиеся деятели религии, науки, философии, образования, культуры, искусства.

Одно из таких признаний прозвучало от талантливого математика, академика РАН, выдающегося деятеля российского высшего образования, ректора главного высшего учебного заведения страны, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Президента Российского Союза ректоров Виктора Антоновича Садовничего. В частности, он заявил, что видит своим предназначением воспитание патриотического начала в современной молодежи.

Лауреат престижных российских и иностранных премий, кавалер множества российских и иностранных наград известен всему миру. В.А. Садовничий – автор нескольких сотен научных исследований и учебных пособий. Он внес огромный вклад в исследование космического пространства. Благодаря его математической модели разработали тренажеры для космонавтов, способные имитировать невесомость в земных условиях.

Источник