Патриотическое воспитание молодежи: уроки советской эпохи

11/04/2021

Патриотическое воспитание молодежи – фундаментальная проблема, привлекавшая в советскую эпоху пристальное внимание правительства, ученых и педагогов-практиков. Правда, на заре выработки коммунистического социального проекта К. Марксу и Ф. Энгельсу, главным разработчикам этого проекта, таковой она не казалась. Они считали, что «рабочие не имеют отечества. ...Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни» [1, с. 444].

Советской общественной практике был уготован иной сценарий, обусловленный сложившимися конкретными обстоятельствами: реализовывать социалистический проект СССР пришлось в одиночку, причем в окружении сильных, враждебно настроенных стран. Отсюда понятна чрезмерная актуальность задачи формирования советских патриотов, способных отстоять новый политический строй и само государство.

Идею патриотического воспитания огласили с высоких трибун еще в начале 1920-х годов, в условиях гражданской войны: «Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это – настоящий патриотизм» [2, с. 124]. Но более целенаправленно претворять ее в жизнь стали чуть позже, когда уже окончательно разуверились в скорой победе пролетарской революции в европейских государствах. Именно во второй половине 1920-х годов определились новые подходы к патриотическому воспитанию молодежи и ее основные направления.

Почему оказались не пригодными для практического использования прежние формы патриотического воспитания? Ведь на Руси патриотизм поощрялся и ранее. Как не напомнить известную переписку Ивана Грозного с перебежчиком в чужой лагерь Андреем Курбским? Русский царь характеризовал бежавшего в Литву князя как человека безнравственного, предавшего свое Отечество, клеймил его самыми жестокими словами. «Зачем ты, о князь, – негодовал он, – если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя... И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев?» [3, с. 123]. Патриотизм русского человека прославлялся в дореволюционной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве. Скажем, опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» воспевала бессмертный подвиг Ивана Сусанина. Как настоящего патриота характеризовал князя Игоря, главного героя своей одноименной оперы, композитор А.П.Бородин. Н.В. Гоголь воспел мужество Остапа и Тараса Бульбы. Художник В.М.Васнецов на своих полотнах изобразил мужественные лица русских богатырей (полотно «Витязь на распутье»).

Думается, одной из причин неприятия патриотизма, характерного для прошлых эпох Руси, было общее негативное отношение советской власти к дооктябрьскому обществу как к обществу эксплуататорскому. Срабатывала пролеткультовская установка 1920-х годов – полного отрицания всего того, что было создано в области культуры до Октябрьской революции. Главное же состояло в том, что патриотическое воспитание в послеоктябрьскую эпоху выстраивалось с классовых позиций, на атеистической основе и с учетом интернационалистических установок, характерных для марксистской теории, являвшейся идеологической базой построения нового типа общества. Патриотизм строго отграничивался от национализма: национализм решительно пресекался как чуждое и не приемлемое для нового общественного строя явление.

Различные государственные институты и, главным образом, производственные коллективы, активно занятые патриотическим воспитанием молодежи, руководствовались идеями В.И.Ленина, который трактовку патриотизма жестко увязывал с интересами определенных социальных классов и четко различал патриотизм пролетарский (советский) и патриотизм буржуазный. «Не очевидно ли, – указывал он, – что помещики, например, иначе понимают «истинную любовь к родине», чем крестьяне, хотя бы те и другие были «монархистами»? [4, с. 217]. И еще один важный момент: формирование патриотизма доверялось лишь светским учреждениям. Считалось, что церковь, как социальный институт, не способна сформировать патриота. Патриотизм выстраивался на рациональных основаниях, базировался на разуме индивида, хотя в процессе его формирования не исключалась возможность задействовать и чувства человека. Поэтому перед философами, психологами и педагогами была поставлена задача теоретического обеспечения процесса формирования граждан-патриотов. К этой работе подключались деятели различных сфер культуры – писатели, поэты, композиторы, художники, скульпторы, архитекторы.

Работа по патриотическому воспитанию значительно активизировалась накануне и особенно в годы Великой Отечественной войны. Использовались различные средства воздействия на сознание человека. В первую очередь необходимо сказать о новой, пролетарской литературе, в которой героизировались патриоты – люди нового поколения, ценившие превыше всего не личное, а общественное благо. Это общественное благо выступало для них в виде коммунистического общества, на построение которого они отдавали свои силы. Патриотизм выступал в виде преданности коммунистическому строю (в качестве примера могут служить романы Н. А. Островского «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», А. А. Фадеева «Разгром»).

В таком же русле работал кинематограф. В 1930 – 1940-е годы созданы получившие широкое признание в стране, патриотичные по содержанию фильмы «Чапаев» (1934), «Вражьи тропы» (1935), «Александр Невский» (1938), «На границе» (1938), «Танкисты» (1939), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), «Иван Грозный» (1945), «Подвиг разведчика» (1947), «Молодая гвардия» (1948), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Падение Берлина» (1949) и др. Главные роли в них исполняли известные актеры, народные артисты СССР А. Л. Абрикосов, П. П. Кадочников, Н. В. Мордюкова, Н. П. Охлопков, В. В. Тихонов, Н. К. Черкасов и др. В 1950 – 1970-е годы созданы картины «Комсомольцы-добровольцы» (1958), «Они сражались за Родину» (1975), «Россия молодая» (1982), телесериал «Семнадцать мгновений весны» (1969–1972) и др.

Многие театральные постановки тоже были целенаправлены на патриотическое воспитание молодежи. К ним можно отнести «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука и др.

Музыкальное искусство на массовом уровне представлено разнообразным песенным жанром. Правда, если в довоенные годы песни характеризовались чрезмерным оптимизмом, непоколебимой уверенностью в успешной защите рубежей страны («Если завтра война», «Краснофлотская», «Тачанка», «О винтовке», «Бой у озера Хасан», «Бейте с неба самолеты» и др.) и прославлением советских полководцев, начиная с Н. А. Щорса и заканчивая И. В. Сталиным, то в военные и послевоенные годы песни стали более сдержанными и не столь оптимистичными, но при этом более глубокими по своему идейному содержанию («Священная война», «Песня о Днепре», «Заветный камень», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «Шумел сурово Брянский лес», «Ой, туманы мои, растуманы», «Море Балтийское» и др.). Музыку к этим шедеврам советской песенной классики написали А. Александров, М. Фрадкин, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой, Н. Богословский, С. Кац, Б. Захаров, А. Хачатурян и многие другие известные композиторы. Под стать композиторам были и исполнители песен той эпохи – Краснознаменный ансамбль Советской армии, Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, В. А. Бунчиков, В. А. Нечаев.

Сфера высокой музыкальной культуры представлена ораториями, симфониями, операми, балетами, в которых отражалась героика советских людей. Также осуществлялись постановки опер прошлых эпох с некоторой их переработкой, отвечающей требованиям новой исторической эпохи. В этом ряду отметим оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» (шла под названием «Иван Сусанин») в постановке Большого академического театра оперы и балета СССР. Главная партия Ивана Сусанина на многие годы закрепилась за известнейшим басом М. Д. Михайловым. Его исполнение этой партии признано мировым музыкальным сообществом в качестве непревзойденного эталона. М. Д. Михайлов прекрасно исполнял и роль хана Кончака в опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Народная артистка СССР Г. И. Вишневская вспоминала: «Никогда больше – ни в Большом театре, ни за границей – я не слышала голоса, подобного этому по мощи и силе звука» [5]. И хотя Кончак был отрицательным персонажем, завоевателем Киевской Руси, сама опера «Князь Игорь» обладала мощным патриотическим зарядом. В ней воспеты патриотизм плененного князя Игоря, не поддавшегося на посулы хана, мужество русских воинов.

Патриотизм формировали скульпторы, художники, архитекторы. Например, скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, покорила даже французскую публику. Она стала символом новой исторической эпохи и гуманного по своему замыслу социального проекта, который так и не был реализован.

В целом, отдадим должное той масштабной работе, которая проводилась в стране накануне и особенно в годы Великой Отечественной войны. Именно патриотизм советских граждан привел страну к победе над Германией. Патриотами были и фронтовики, и гражданские лица, пожилые и юные, мужчины и женщины, обеспечивавшие фронт необходимой техникой, превосходящей по многим показателям технику противника, топливом, боеприпасами, продовольствием и медикаментами.

Возникает, однако, вопрос: «Как могло случиться такое – «распад» великой страны, коль ее политическая партия, правительство столь много внимания уделяли патриотическому воспитанию молодежи, да и сама молодежь считала себя патриотически сформированной»? На этот вопрос нет однозначного ответа, хотя исследователями и политиками выдвинуто множество различных версий. Выскажу по этому поводу лишь несколько соображений.

Во-первых, объективные факты позволяют усомниться в, якобы, самопроизвольном «распаде» СССР. Медаль, выпущенная в США в 1991 году в честь победы в «холодной войне», – лишь один из таких фактов. Нельзя не припомнить в этой связи публичного заявления М. С. Горбачева, согласно которому он осознанно сделал все от него зависящее, чтобы СССР прекратил свое существование. Правда, были и другого рода заявления – типа того, что он все же хотел сохранить СССР в измененном формате, но реализовать этот проект ему, якобы, помешали. Независимо от такого рода заявлений, можно утверждать о том, что условия для развала страны были созданы именно в период правления М. С. Горбачева – сначала в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС, затем президента страны. Отметим и то, что различные силы, как извне, так и изнутри систематически расшатывали устои СССР на протяжении всего срока его существования. И только наивный человек мог поверить президенту США Д. Рейгану и его преемникам о их дружелюбии – ведь не кто иной, а именно Д. Рейган объявил СССР «империей зла».

Сложилась такая противоречивая картина: с одной стороны, различные государственные институты и структуры страны формировали патриотизм. Эту задачу решали дошкольные учреждения, школа, вузы, производственные коллективы. С другой стороны, было немало сил (в том числе внутренних), направленных на разрушение патриотизма (одна из них – дессидентское движение). Шла мощная идеологическая борьба между двумя противоположными политическими системами, дополнявшаяся и усиливающаяся геополитической борьбой. Последнее подтверждается современной политической ситуацией в мире. Россия, правопреемница СССР, уже более тридцати лет «встраивается» в «европейский дом» и западный мир – систему глобального капитализма. Она приняла практически все условия западных «партнеров»: передала им передовые (закрытые) разработки советских ученых в области ядерных, космических и авиационных технологий, приостановила развитие отечественной фундаментальной науки (резко сократила ее финансирование и отправила на Запад свои лучшие интеллектуальные умы, на подготовку которых затрачены огромные национальные средства), фактически разоружилась и открыла границы, допустила транснациональные корпорации к самым технологически развитым промышленным предприятиям, а также к природным ресурсам, осуществила деиндустриализацию страны, предоставив тем самым своим западным «партнерам» огромный рынок для сбыта их не всегда доброкачественной продукции, наконец, осуществила в максимально сжатые сроки первоначальное накопление капитала – взрастила немало отечественных миллиардеров, пустив при этом на самовыживание миллионы своих граждан. Даже сейчас, по признанию главы Счетной палаты А. Кудрина в России «около 12,5 миллиона человек находятся за чертой бедности, 70 процентов наших бедных граждан проживает в семьях, в основном это дети» [6]. И что Россия получила взамен? Лишь санкции, количество которых со временем будет только возрастать. Борьба Запада против России стала еще жестче, а отношение к ней еще высокомернее и циничнее. Запад приложил много усилий и потратил немало средств для того, чтобы разрушить СССР в том числе и путем активного влияния на его молодежь с целью ее депатриотизации. Эта кампания началась в первые послевоенные годы, и в пользу Запада завершилась в 1980-е годы, когда был реализован масштабный социальный проект под названием «Перестройка». Именно ЦК КПСС во главе с М. С. Горбачевым во второй половине 1980-х годов практически все государственные СМИ переориентировал исключительно на критику экономического и политического строя СССР и пропаганду достоинств западного общества, на формирование не патриотов страны, а «общечеловеков». Кроме того, на разного рода гранты активно формировались так называемые «независимые» СМИ. Они тоже разрушали патриотизм молодежи. В то же время средствами массовой информации (особенно республиканскими и региональными) активно взращивался национализм и сепаратизм – апробировались и в новых условиях успешно применялись испытанные социальные технологии разрушения Российской империи как «тюрьмы народов.

Определенную роль в разрушении СССР сыграли спокойствие и равнодушие многих его граждан, их уверенность в «полной и окончательной» победе социализма, дряхлость правительственных структур, которыми умело манипулировали, их отчуждение от простого народа. Кстати, о потенциальной возможности и опасности отчуждения госструктур от граждан предупреждал еще В.И. Ленин и предложил целый ряд конкретных мер для предотвращения развития подобного негативного сценария, но об этом не знали «низы», а «верхи», если о них и знали, то не выполняли. И, конечно же, еще в эпоху СССР сформировалась определенная социальная база для реставрации капитализма – социальный слой людей, которому был чужд и даже враждебен патриотизм. В этом плане весьма интересно наблюдение композитора Г.В. Свиридова. «Микроскопическая советская буржуазия – самый свирепый, самый злобный тип буржуазии. Она, – отмечал Г.В. Свиридов, – ненавидит всех и вся. Ненавидит всех, кто стоит выше ее и завидует им. Ненавидит и презирает обросший жирком слой простого народа, третируя его, как мещанство и бездуховность, будучи сама совершенно бездуховной и полагая весь смысл жизни в комфорте европейского типа (европейско-американского типа), доступном на Западе средне- и мелкобуржуазным слоям» [7, с. 304]. Именно на этот социальный слой и была сделана ставка «партнерами» России. В качестве исполнителей задуманного Запад использовал молодых, не имеющих жизненного опыта советских людей, которые стажировались в учебных заведениях и научно-исследовательских центрах США, впитывали соответствующие идеологические, мировоззренческие и ценностные установки. Именно они пришли (или, может быть, их привели?) к власти и реализовали курс «перестройки».

В критический момент развала СССР фактор советского патриотизма не сработал. Причиной тому наряду с другими факторами стал определенный консерватизм воспитательной системы. Работники образовательной и воспитательной сферы не сумели уловить динамику интересов, потребностей, установок, мотивов поведения молодежи в новых исторических условиях, уяснить логику социальных процессов в целом, оценить возможности современных информационно-коммуникативных технологий. Молодежь 1980- х годов жила уже не в строго локализованном советском интеллектуальном и духовном пространстве. Она вышла за его рамки – окунулась в мировое интеллектуальное пространство со всеми вытекающими последствиями.

Патриотическое воспитание молодежи в современной Беларуси обусловливается внутренними и внешними объективными факторами. Внутренние факторы – это строительство суверенного государства и реформирование нашего общества в рыночном направлении. Внешним же важнейшим фактором является современный глобализационный процесс. Эти факторы надо учитывать в воспитательной работе.

На теоретическом уровне в последние годы много рассуждений о патриотизме – приводятся различные дефиниции, раскрывается его структура и специфика проявления в конкретные исторические эпохи и т.д., а позитивных сдвигов не так много. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что патриотизм – не абстрактно-всеобщее понятие. Наоборот, патриотизм – это, в первую очередь, персонифицированное социальное качество человека, т.е. усвоенная личностью система ценностей, а ее важнейшим компонентом является мировоззрение. Мировоззрение закладывается и формируется, как правило, в юном возрасте. Это – бесспорная истина. Но не менее бесспорной истиной является и то, что по своей сущности мировоззрение индивида является пластичным. Под влиянием различных внешних и внутренних факторов оно способно трансформироваться, наполняться новыми установками, ценностями, смыслами, принципами и даже радикально изменяться, хотя в последнем случае этот процесс совсем небезболезнен для индивида. В условиях серьезных социальных преобразований, а именно такой исторический период мы переживаем, происходит «размывание» мировоззренческих установок, особенно у молодежи. Отсутствие жизненного опыта, устойчивых социальных знаний, или же поверхностное знание социального бытия, логики исторического процесса, когда все «размыто» и в мышлении нет системности, а «плюрализм мнений» беспечно властвует над «монизмом истины», неизбежно ведут молодого человека к скептицизму и нигилизму. Государство не может быть сторонним наблюдателем происходящего. Оно имеет полное право активно вмешиваться в духовную жизнь общества и соответствующими рычагами ее корректировать.

Задача патриотического воспитания – комплексная проблема. Канули в небытие те эпохи и те мыслители, что представляли исторический процесс в виде «столбового пути». Дальнейший путь цивилизации представляется теперь иначе – наподобие шопенгауэровской философской тропы с острыми камнями и колючими шипами. Разобраться в ее хитросплетениях смогут лишь теоретики, обладающие системным мышлением. Чтобы не поддаться на уловку, на манипуляцию, а адекватно оценить обстановку и принять верное решение, надо быть не только политически грамотным человеком, но, кроме того, а, может быть, даже, прежде всего, – патриотом.

Адуло Т.И. - заведующий центром Института философии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор (г. Минск, Республика Беларусь)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Маркс, К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // К. Маркс,

Ф. Энгельс. Сочинения: в 50 т. – Т. 4. – М. : Госполитиздат, 1955. – С. 419–459.
2. VIII Всероссийский съезд Советов 22–29 декабря 1920 г. // В. И. Ленин. Полное

собрание сочинений: в 55 т. – Т. 42. – М.: Политиздат, 1970. – С. 89–199.
3. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – М.: Наука, 1981. – 432 с.
4. Ленин, В. И. Еще о крестьянских депутатах в IV думе / В. И. Ленин // В. И. Ленин.

Полное собрание сочинений: в 55 т. – Т. 22. – М.: Политиздат, 1968. – С. 216–217.
5. Вишневская, Г. П. Галина. История жизни / Г. П. Вишневская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rulit.me/books/galina-istoriya-zhizni-read-227689-

37.html. – Дата доступа: 14.06.2019.
6. Кудрин назвал главный позор России [Электронный ресурс].– Режим доступа:

https://www.vazhno.ru/a/24064/20190618/kudrin-nazval-glavnyj-pozor-rossii/ab-retarget/. – Дата доступа: 18.06.2019.
7. Свиридов, Г. В. Музыка как судьба / Г. В. Свиридов / Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. – М. : Молодая гвардия, 2002. – 798 с.