Патриотическое воспитание в свете идей А.Н. Радищева

16/08/2020

 Аннотация

В статье Кондратьевым Юрием Викторовичем предпринята попытка рассмотреть идеи патриотического воспитания А. Н. Радищева в их первоначальном виде, свободном от позднейших предвзятых идеологических и политических интерпретаций. Автор обосновывает актуальность и практическую значимость для патриотического воспитания его идей. Изучаются причины возникновения общественного бытия человека и его стремление к чести как основа патриотизма, исследуются признаки патриота, положительные и отрицательные примеры воспитания. Выявлены идеи патриотического воспитания в наследии А. Н. Радищева.

Текст статьи

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – выдающийся представитель русской философской и об- щественно-политической мысли XVIII в. Он известен нам, прежде всего, как «пионер русской революционной мысли XVIII в.» [11, с. 5], страстный обличитель самодержавия и крепостничества. Его патриотические идеи остаются в значительной мере малоизученными (в последнее время автором предприняты попытки осветить этот вопрос [5; 6]). Долгое время XVIII век рассматривался сквозь призму борьбы феодализма и капитализма, идей Просвещения и церковной идеологии, науки и религии [3]. В том же духе рассматривались и идеи А. Н. Радищева, в том числе педагогические [1]. Однако сегодня требуется новое осмысление идей ведущих отечественных философов прошлого, что определяется необходимостью формирования патриотического самосознания граждан России в современных условиях [2; 10], а также появлением новых подходов к изучению этих идей (в частности, возникает рассмотрение патриотизма как социальной ценности [4]). Это и обусловило выбор темы статьи.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором предпринята попытка рассмотреть идеи патриотического воспитания А. Н. Радищева в их первоначальном виде, свободном от позднейших предвзятых идеологических и политических интерпретаций. Теоретическая значимость работы заключается в том, что автор обосновывает актуальность идей Радищева для воспитания в современном российском обществе и предлагает практические рекомендации по их применению. Практическая значимость статьи определяется тем, что эти рекомендации могут быть применены в ходе учебно-воспитательного процесса на базе существующих учебных заведений России. При написании данной работы автор ставил перед собой следующие задачи: выявление идей патриотического воспитания в произведениях А. Н. Радищева; обоснование актуальности этих идей в современном российском обществе; разработка практических рекомендаций по их применению в педагогической практике.

Взгляды А. Н. Радищева на проблему патриотизма (кого и за что считать патриотом) ярко выразились в его статье «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789). Статья начинается словами: «Не все рождённые в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем» [7, с. 278]. Свобода – один из существенных признаков патриота. Человек без свободы – «ниже скота». Однако вину за несвободу таких людей несут их мучители – рабовладельцы и крепостники. Представления А. Н. Радищева о свободном развитии личности коррелируют с гуманистической концепцией образования, лежащей в основе стандартов современного педагогического образования в России [9].

Но и свободой человек может распорядиться по-разному. Некоторые люди, «рождённые в Отечестве» и об- ладающие свободой, тем не менее считаться детьми Отечества, патриотами не могут. Радищев выделяет четыре типа таких людей. Первый – самодовольный щёголь, «вертопрах», «зарытый в скверно-прибыточестве, зависти, зловожделении», прожигатель жизни, распутник. Второй – верноподданный прислужник престола, пыточных дел мастер, «всеми одному ему известными средствами раздирающий тех, кои осмелятся произносить слова: человечество, свобода, покой, честность, святость, собственность и другие сим подобные» [7, с. 280]. Третий – алчный приобретатель и завоеватель, для которого нет ничего святого, кроме жажды богатства и власти. Четвёртый – ленивый обжора, вельможа, который, вероятно, уже успел насладиться всеми удовольствиями первых трёх родов и теперь уже не в состоянии передвигаться из-за своей тучности, может только объедаться и спать. Такие типажи (с известными изменениями) нередко встречаются и в нашей современной реальности, поэтому можно рекомендовать педагогу отыскивать подобные примеры в окружающей действительности и формировать у учащихся соответствующее отношение к ним.

Этим типажам, которые могут служить яркими отрицательными примерами воспитания, Радищев противопоставляет «истинного человека» («истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» [Там же, с. 284]). Сила, которая побуждает его быть таковым, – честь. Радищев различает истинную и ложную честь. Чувство истинной чести врожденно каждому человеку. «Нет ни одного из смертных толико отверженного от приро- ды, который бы не имел той вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести» [Там же, с. 281]. «Следуя светильнику разума», человек через тьму страстей идёт к свету чести. Ложная честь – источник всех пороков, которым подвержены описанные выше недостойные дети Отечества.

Чувствуя свою природную ограниченность и зависимость от людей, человек стремится к признанию и любви с их стороны. Это достигается путём приобретения им «тех способностей и преимуществ, посредством которых заслуживается любовь как от людей, так и от высочайшего существа, свидетельствуемая услаждением совести» [Там же, с. 282]. Заслужив эту любовь, человек стремится сохранить и усовершенствовать самого себя. Если отнять у человека любовь к чести, он будет не в состоянии преодолеть препятствия, стоящие на его пути к совершенствованию.

Из любви к чести вытекают три главных качества патриота, выделяемые Радищевым. Во-первых, честолюбие, которое понимается как честное, бескорыстное выполнение своего долга перед Родиной. Во-вторых, благонравие, то есть повиновение установленным природой законам, так как они предназначены для счастья («блаженства») человека. «Закон не что иное есть, как извещение, в чём состоит общественное блаженство» [Там же, с. 565]. Для патриота характерны скромность, любовь к соотечественникам, которым он помогает, подаёт благие наставления и советы, самопожертвование ради блага Отечества. В-третьих, благородство, которое проявляется в чувстве сопричастности к судьбе родной страны, в следовании этому чувству во всех своих поступках. Благородство не даётся от рождения, оно проявляется в благородных поступках. Воспитание этих качеств педагог может осуществлять посредством ярких, запоминающихся художественных образов, представленных в произведениях А. Н. Радищева.

Несмотря на врождённый характер чести, «без надлежащего воспитания и просвещения науками и знаниями» человек не может стать «истинным человеком», патриотом, его способность чувствовать честь превращается в «самые вреднейшие побуждения и стремления и наводняет целые государства злочестиями, беспокойствами, раздорами и неустройствами» [Там же, с. 285-286]. Истинная честь превращается в ложную. Поэтому несомненную актуальность для современной педагогической науки и практики имеет воспитание чувств патриота, на основе которых строится его поведение.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) Радищев развивает мысли о свойствах патриота, намеченные в «Беседе...». Так, в главе «Крестьцы» Радищев приводит пример воспитания достойных детей своего отца и Отечества. Местный дворянин отправляет двоих сыновей на военную службу и даёт им своё напутствие. В нём вкратце выражена суть взглядов автора на воспитание и его патриотическое значение. Реализуя свою свободу, человек стремится к «прекрасному, величественному, высокому». Для этого он должен следовать определённым правилам «единожития» и «общежития», о которых крестицкий дворянин и говорит своим сыновьям. «Правила единожития» представляют собой морально-этические и гигиенические нормы личной жизни человека. «Правила общежития» относятся к исполнению обычаев и нравов народных, закона или добродетели. Ведущим правилом здесь Радищев считает исполнение добродетели, «понеже добродетель есть вершина деяний человеческих» [8, с. 64].

Важной предпосылкой формирования патриотического сознания человека Радищев считает возможность получения качественного образования на родном языке. Прежде чем изучать иностранный язык, нужно свободно владеть своим собственным, постичь его смысловое и литературное богатство и красоту. Дворянин из главы «Крестьцы» говорит сыновьям: «Преподавая вам сведения о науках, не оставил я ознакомить вас с различными народами, изучив вас языкам иностранным. Но прежде всего попечение моё было, да познаете ваш собственный, да умеете на оном изъяснять ваши мысли словесно и письменно, чтобы изъяснение сие было в вас непринужденно и поту на лице не производило» [Там же, с. 60-61]. В настоящее время многие родители стремятся чуть ли не с пелёнок обучать своего ребёнка иностранным языкам, забывая при этом, что человек должен прежде всего знать свой собственный. Всё это приводит к упадку патриотизма, коверканью родного языка и «макаронической» речи в молодёжной среде. Исправить такое положение и призвана эта идея выдающегося русского мыслителя XVIII века.

В ходе исследования в произведениях А. Н. Радищева были выявлены такие идеи патриотического воспитания, как: свободное развитие личности; тождество истинного человека и патриота (сына Отечества); патриот должен обладать определёнными личностными качествами (благочестие, благонравие, благородство); патриот должен следовать добродетели как высшему нравственному принципу, а также исполнять правила единожития и общежития; получение качественного образования на родном языке как важная предпосылка формирования патриотического самосознания личности. Идеи патриотического воспитания А. Н. Радищева продолжают оставаться актуальными, так как типы недостойных детей Отечества, описанные им, нередко встречаются и в наше время, а необходимость формирования патриотического самосознания гражданина, в том числе посредством изучения родного языка, стоит сейчас весьма остро. Педагогам и родителям можно рекомендовать осуществлять воспитание на положительных и отрицательных примерах, пользуясь художественными образами, созданными Радищевым, формируя, соответственно, положительное или отрицательное отношение к ним, а также уделять первостепенное внимание развитию у воспитанников умения владеть родной речью, чувства любви и уважения к своему родному языку.