Условия патриотического воспитания в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева
Аннотация
В статье рассматриваются условия патриотического воспитания в одном из центральных произведений А.Н. Радищева, содержащем его педагогические идеи. Особое внимание уделено формированию патриотического сознания личности воспитанника, в связи с чем дан анализ педагогических условий патриотического воспитания, которые могут быть созданы при помощи образно-смысловой среды «Путешествия из Петербурга в Москву». Проведено различие между общими и педагогическими условиями патриотического воспитания. Уточнено содержание понятия «патриотическое воспитание». Показана роль образно-смысловой среды «Путешествия из Петербурга в Москву» как совокупности педагогических условий патриотического воспитания. Разъяснена сущность педагогических ситуаций патриотического выбора; даны примеры таких ситуаций из этого произведения, которые помогут педагогу в его деятельности по осуществлению патриотического воспитания.
Исследование условий воспитания занимает важное место в педагогической проблематике. Воздействие тех или иных факторов на процесс и результат воспитания (стихийное или сознательное) рассматривалось в ряде работ таких отечественных учёных, как Н.М. Борытко, Б.В. Куприянов, С.В. Кульневич, Е.В. Петрова и др. Н.М. Борытко предлагал рассматривать педагогическое условие как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса. Такое условие в той или иной мере сознательно конструируется педагогом и предполагает определённый результат воспитания, хотя и не гарантирует его [1, с. 36]. Подробная классификация педагогических условий была дана в работах Б.В. Куприянова и его аспирантов В.М. Баженова, О.Н. Бессоновой и др. Эти авторы рассматривали педагогические условия как специально создаваемые обстоятельства, составляющие педагогического процесса, являющиеся внешними по отношению к процессу изменений личности воспитанника [3, с. 126]. Анализируя понятие «педагогические условия», С.В. Кульневич указывал, что это – особая категория воспитательного процесса, а именно специально организованная среда для востребования «ценностно-смыслотворческого потенциала личностных структур сознания воспитанников» [3, с. 125]. При этом он подчёркивал, что условия – это среда, объединяющая разнообразные возможности, которые может использовать воспитанник для продвижения от повторения чужого к производству своего.
Таким образом, при характеристике условий воспитания разные авторы придают значение различию между условием воспитания вообще и педагогическим условием. Мы также будем придерживаться этого различия.
В данной статье мы будем рассматривать условие патриотического воспитания как внешнее воздействие (стихийное или сознательное), способное повлиять на патриотическое воспитание личности, а педагогическое условие патриотического воспитания – как такое воздействие, которое сознательно направлено на формирование патриотических качеств личности.
Применительно к истории педагогики, в особенности к изучению педагогического наследия А.Н. Радищева, проблема условий воспитания рассматривалась недостаточно широко. Долгое время исследователи пытались встроить взгляды А.Н.Радищева в схему противоборства монархических и социалистических идей, отнести его к тому или иному политическому лагерю, что мало способствовало уяснению сути оригинальных мировоззренческих и патриотических мыслей философа [2, 6]. Это касается и условий патриотического воспитания, которому посвящено много глубоких мыслей А.Н. Радищева. Поэтому целью статьи ставится выявление этих условий в «Путешествии из Петербурга в Москву» и выяснение их связи с практической деятельностью современного педагога.
При определении понятия «патриотическое воспитание» мы последуем за Т.А. Чикаевой, которая призывает разделять понятия «Родина» и
«государство», чтобы не допустить смешения их содержания [5]. Патриот не должен безусловно соглашаться со всеми решениями власти, оправдывать преступные действия государства и представителей его органов. Напротив, его патриотический долг в том, чтобы протестовать против таких действий, ибо они наносят вред его Родине. Поэтому под патриотическим воспитанием далее мы будем понимать такое воспитание, которое признаёт приоритет интересов Родины над интересами государства в случае возникновения конфликта между ними.
Применительно к произведению «Путешествие из Петербурга в Москву» можно рассматривать педагогические условия патриотического воспитания как ситуации, в которые попадает читатель этого произведения, где нужно стать в позицию того или иного героя «Путешествия …» и совершить выбор, который будет патриотичным или непатриотичным, оценить действия того или иного персонажа как патриотичные или непатриотичные. В процессе такого вживания в ситуации происходит формирование патриотического сознания читателя вообще или же воспитанника образовательного учреждения, если, например, эти ситуации разбираются на уроке. Образно- смысловая среда произведения становится, таким образом, совокупностью педагогических условий патриотическоговоспитания.
Условия феодально-крепостнической России XVIII века, в которой жил А.Н. Радищев, мало способствовали развитию патриотизма у русского народа. И, тем не менее, русские люди любили свою Родину и выполняли свой патриотический долг перед ней. Крестьянин-пахарь из главы
«Любани» работал по праздникам и ночью, чтобы прокормить свою семью. На барщине он трудился, стараясь тратить меньше сил, ибо эта работа не приносила ни дохода, ни благодарности.
«Да хоть растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы,ни масла не уступит» [4, с. 9]. После объявления манифеста о вольности дворянской дворяне имели право не служить, а проживать в своих поместьях за счёт дарового труда крепостных крестьян. А из крестьян, в основном, и состояло войско, призванное защищать Отечество от неприятеля. Следовательно, и с этой точки зрения выходило, что крестьяне лучше выполняли свой патриотический долг, чем дворяне. Кроме того, исходя из структуры войска и народонаселения, на войне всегда погибало больше крестьян, чем дворян, поэтому сохранение и умножение крестьянства имело большое патриотическое значение. Вряд ли вышеупомянутый крестьянин размышлял об этом, но, тем не менее, он исполнял свой долг перед Родиной, растя сыновей и дочерей. Кроме того, платя подушную подать, он понимал, что участвует в поддержании государства.
А вот деятельность некоторых чиновников из главы «Спасская Полесть» не может быть признана полезной ни родине, нигосударству и является антипатриотичной по существу своему. «Государев наместник» расхищает казну, тратя деньги на свои дорогие прихоти (устриц) и продвигает вверх по службе того, кто исполняет эти преступные, по сути, поручения. Тот же, кто честно служит Отечеству, вечно остаётся в забвении. «А что мнеприбыли, что я служу беспорочно, не подамся вперёд ни на палец»[4, с. 19], - сетует один из честных чиновников. Такое положение дел, против которого должен протестовать патриот, поощряет служение личным прихотям вместо служения Родине и государству (их интересы в данном случае совпадают и страдают одинаково: несут потери жители, с которых собирают в казну деньги, переводимые на «устерсы»; государство же лишается денег и людей для исполнения необходимых функций).
Учитель (воспитатель) может показать своим воспитанникам, что ситуации, подобные описанным в «Путешествии …», встречались не только в XVIII веке, но существуют и в нынешнюю эпоху. Оказавшись в такой ситуации, человеку нужно сделать свой выбор, принять то или иное решение на основании своего отношения к существенным особенностям данной ситуации, совершить поступок – патриотичный или непатриотичный. Под воздействием такой ситуации человек испытывает на себе её влияние как условия воспитания вообще. Если же ситуация создана преднамеренно, с целью педагогического воздействия на личность, тогда эта ситуация становится педагогическим условием патриотического воспитания личности.
Итак, можно видеть, что образно-смысловая среда подобной ситуации – только мыслимая или реально существующая – может стать педагогическим условием патриотического воспитания, т.е. специально созданным внешним обстоятельством, под воздействием которого человек делает свой выбор в пользу того или иного решения, патриотичного или нет. Чтобы такая ситуация стала педагогическим условием патриотического воспитания, нужно осмыслить её в контексте патриотизма как ценности, как регулятора поведения, понять и оценить пути выхода из этой ситуации с точки зрения патриотизма. В «Путешествии из Петербурга в Москву» педагог найдёт множество подобных ситуаций, с помощью которых он сможет осуществлять патриотическое воспитание, целенаправленно формируя его педагогические условия.
Литература:
1. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. \ Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
2. Карякин Ю.Ф., Плимак Е. Г. Запретная мысль обретает свободу: 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Радищева. М.: Наука, 1966.-304 с.
3. Петрова Е.В. Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов. Диссертация … канд. пед. наук. Кострома, 2006. 256 с.
4. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза. Л.: Художественная литература, 1984. - 264 с.
5. Чикаева Т.А. Родина и государство // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сб. ст. международной научно-практической конференции 8 октября 2017 г., г. Самара. В 2 ч. Ч. 2. Уфа: Аэтэрна, 2017.- С. 99-101
6. Щипанов И. Я. А. Н. Радищев // Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М.:Госполитиздат, 1952. - С. 5-47.
Сведения об авторе:
Кондратьев Юрий Викторович (г. Калуга, Россия), аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ ВО
«Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского». e-mail: kondratiew.iur@yandex.ru.