Воспитание патриотизма как педагогическая проблема

28/03/2020

Аннотация

Патриотическое воспитание представляет необходимую составную часть современного воспитательного процесса. Оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, обладает относительной самостоятельностью.

У каждого народа процесс формирования социально-нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности и проявляющиеся в культуре. Однако наряду со специфическими ценностями того или иного народа, общества существуют и общечеловеческие ценности.

В статье автор - Матушкин Семен Егорович - разрабатывает условия осуществления эффективного процесса патриотического воспитания и предлагает включить в понятие "патриотизм" определенные составляющие.


Текст статьи 

Патриотическое воспитание представляет необходимую составную часть современного воспитательного процесса.Оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, обладает относительной самостоятельностью. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания определяются с учетом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в обществе, и отражены в основополагающих образовательных концепциях и программах Российской Федерации.

Философский анализ содержательных особенностей термина «патриотизм» позволяет вы- делить два ключевых понятия, используемых для его характеристики – «родина» и «отечество». В работах философов эти понятия раскрываются по-разному, разводятся. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, поскольку его природа связана с определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру этого поня- тия включаются характеристики политической, социальной и культурной среды.

Однако недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируют- ся независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям, обычаям и т.д. Патриотизм – это любовь к прошлому и настоящему своей Родины, надежда и вера в ее будущее.

При этом следует отметить, что понятие «родина» составляет инвариантную природную основу патриотизма, отражающую черты, присущие каждому народу на протяжении всей истории его развития. В то время как понятие «отечество» является вариативной социальной характеристикой, отражающей историко-культурные особенности конкретного общества на определенном этапе его развития.

Разграничение содержания понятий «родина» и «отечество» обусловливает включение в определение патриотизма таких базовых составляющих, как любовь к Родине и верность Отечеству.

«Родина – это не только земля, на которой живет человек, – утверждал известный отечественный философ и историк XIX века И.М. Ястребцов, – но и идеи, развивающиеся в науке, религии, языке, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями; сии произведения, кроме физической силы, имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом развитию общей идеи народа, а потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все, принадлежащее к Отечеству» [18, с. 230–231].

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т. е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения личности. Иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. В качестве предметной ценности патриотизм оценивается как явление доброе, истинное, справедливое в своей основе. В статусе субъектной ценности патриотизм выражает нормативные представления человека, закрепленные в обще- ственном сознании и культуре.

Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, формирование законопослушных граждан государства пребывали в центре внимания ученых на протяжении всей культурно-образовательной истории развития человечества. Великие философы, педагоги с давних времен уделяли этому вопросу особое внимание.

В российской науке проблеме патриотичес- кого воспитания также посвящено немало ис- следований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процвета- нию Родины основой его духовной жизни.

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14, с. 160]. По мысли К.Д.Ушинского, под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.

Жизненная сфера проявления патриотизма достаточно объемна и далеко не всегда сводима к «чистой» героике.А.С. Макаренко подчеркивал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [6, с. 412].

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, который полагал, что шко- ла должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы являет- ся подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [12, с. 112].

Российский педагог И.Ф. Харламов определяет патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд во имя ее блага, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотвержен- ность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [17, с. 389]. Автор отмечает, что в структуре патриотизма как личностного качества можно вы- делить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувствен- ный (взгляды, убеждения, знания), поведенческий и волевой. Поскольку патриотизм носит деятельный характер, И.Ф. Харламов подчер- кивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познава- тельной и практической деятельности учащихся просоциального характера.

Непреходящая социокультурная и общественно-государственная значимость патриотизма, его определяющая роль в жизни народов и каждого человека позволяют рассматривать данный феномен как социально-нравственную ценность.

Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [15, с. 534].

Личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миромчеловека, между его обществен- ным и индивидуальным бытием. Каждому человеку присуща специфическая иерархия системы личностных ценностей, которая складывается в процессе деятельностного распредмечивания содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

«Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций, которые рассматриваются как моральные, эстетические, политические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней» [15, с. 441]. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта субъектом и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Личностные ценности и ценностные ориентации служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения отдельного человека.

Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности человека.Формы этой активности неодинаковы в различных сферах жизнедеятельности личности. Особенно важное культурно-образовательное значение имеет трудовая деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом, пове- денчески осваивается ценностная система дан- ного общества.

Выступая стимулятором активного жизнепроявления и жизнеутверждения личности, ценности служат средством повышения продуктивности индивидуальной жизнедеятельности, способом возвышения ее нравственно-духовно- го потенциала.

Утверждение в жизни народов определенных ценностей является закономерным результатом культурно-исторического развития общества. Каждая конкретная общественная форма социального бытия характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В этой систе- ме зафиксированы те критерии, социально признанные данным обществом и социальной группой, на основе которых строятся более конкретные специализированные системы нормативно- го контроля, соответствующие общественные институты и целенаправленные действия людей (индивидуальные и коллективные).

Содержательно-смысловое усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу поддержания нормативного порядка в обществе и формирования личности.

У каждого народа процесс формирования социально-нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности и проявляющиеся в культуре. Однако наряду соспецифическими ценностями того или иного народа, общества существуют и общечеловеческие ценности, которые, взаимодействуя между собой, представляют взаимосвязь национального и интернационального, выступают совокупностью национальных фундаментальных ценностей и соответствующих им норм, выражают общие интересы человечества и при этом не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Таким образом, общечеловеческое понимается как единство национального и интернационального, как сложный процесс взаимодействия общего и частного, объективного и субъективного факторов.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

Еще одной составляющей в структуре патриотизма, выделяемой большинством исследователей, является интеллектуальный компонент, характеризующий знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения личности. В этих убеж- дениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение, выбор действий и поступков:«Под влияние мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [1, с. 410-411].

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Исследователи подчеркивают деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в содержательной структуре данного понятия деятельностный компонент.

При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. В значительной степени это связано с проявле- нием волевых качеств личности. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, требует волевых усилий как в повседневном труде, так и при совершении героических поступков. Поэтому вполне обосно- ванным является включение в состав структуры понятия патриотизм волевого компонента.

Одной из характеристик нравственных качеств личности является потребностно-мотивационный компонент.Мотивация, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребность, мотивы, интересы человека [9, с. 390]. Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, поскольку предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине.

Выделенные компоненты тесно взаимосвя- заны и представляют целостное единство, из которого нельзя исключить ниодной составля- ющей, не нарушив интегративную цельность рассматриваемого личностного качества.

Учитывая вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку, уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Отечества, понимание задач, стоящих перед страной, и свое- го патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной розни; стремление укреплять честь и достоинство своего государства, уважение к армии и готовность защищать Родину; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Современные педагоги подчеркивают особо тесную связь патриотического и гражданского воспитания. На это указывают в своих работах К.Ш. Ахияров, А.К. Быков, А.С. Гаязов, Н.В. Ипполитова, В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко,И.В. Суколенов. Подобную точку зрения утверждает и автор статьи в публикациях на эту тему. Органическая взаимосвязьэтих направле- ний в воспитательной работе обосновывается необходимостью реализации принципа народ- ности вобщественном воспитании, где основой патриотического воспитания и воспитания граж- данственности является развитиечувства люб- ви к Родине у молодого поколения [7].

Практическая работа по воспитанию патриотизма, гражданственности у учащихся в образовательном процессе педагогически эффективно осуществляется при соблюдении следующих условий:

1. Объективный и всесторонний подход к изучению прошлого. Фальсифицированная история не может быть приемлема в гражданско-патриотическом воспитании, так как не прививает уважение к истории и культуре своего народа, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

2. При изучении истории Отечества и истории литературы не следует нарушать логику событий прошлой и настоящей жизни. Вне исторического развития, вне изучения конкретного периода времени воспитать правильный взгляд на события современности невозможно.

3. Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом.

4. Тема Родины должна открыто и явно «звучать» при изучении всех основных разделов истории и литературы. Некоторые авторы учебных пособий прикрываются так называемыми «общечеловеческими ценностями», которые существуют как бы за порогом существующего. Мы полагаем, что общечеловеческие духовные ценности существуют не в абстрактном мире вне социального бытия, но все они подвластны национальным традициям, сословным интересам и групповымвкусам.

5. При изучении исторических событий, литературных произведений необходимо уделять особое внимание роли личности. В любом литературном произведении главное – это человек, его мир переживаний и чувств. Важнейшая воспитательная задача педагога состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на героев, внутренний мир которых складывался в результате саморазвития и под влиянием внешних условий жизни в соответствии с национальными традициями, народными представлениями о Добре и Зле.

20.10.2011

Список литературы:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 465 с.

2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 37–42.

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 656 с.

4. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Челяб. Гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с.

5. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. – М.: Светотон, 2004. – 256 с.

6. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407–419.

7. Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. – Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 1999. – 95 с.

8. Матушкин С.Е., Ипполитова Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях / С.Е. Матушкин, Н.В.Ипполитова. – Челябинск: ЧелГу, 2000. – 19 с.

9. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов // Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1994. – Кн.1. – 576 с.

10. Социологический словарь / Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-воМоск. ун-та, 1991. – 528 с. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.

12. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы в сельской школе / В.А. Сухомлинский. – М.:Учпедгиз, 1959. – 148 с.

13. Тезисы к научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи. – Курган, 1998. – 47 с.

16. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. – М.: Сов. Энцикл., 1983. – 840 с.

18. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов // Антология педагогической мысли в России первойполовины XIX века ; сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 223–246.

Сведения об авторе: Матушкин Семен Егорович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессорЧелябинского государственного университета, e-mail: karma@yandex.ru