Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Система патриотического воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы формирования»

27/11/2020

С 5 по 7 октября прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Система патриотического воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы формирования", организаторами которой выступили Межрегиональное молодежное общественное Движение "ПОСТ №1" и Всероссийский детский центр "Смена". По итогам конференции сформирована Резолюция, которая будет направленна в 85 субъектов Российской Федерации.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-практической конференции

«Система патриотического воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы формирования»


В последние годы возросло внимание государства и общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан России. В политическом и гуманитарно-научном дискурсе происходят заметные изменения в понимании патриотизма. Наряду с сохранением исторической памяти о великих победах, поддержкой традиций нашего многонационального народа и подготовкой защитников Родины современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу привлечения молодых людей к добровольному участию в общественно-политических процессах и к помощи представителям старших поколений в различных сферах общественного быта. Для решения этих задач реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности. Важный импульс этой работе придало обсуждение федерального проекта патриотического воспитания, созданного по Указу Президента РФ и планируемого к реализации, начиная с 2021 г.

Поддерживая эти изменения и инициативы, участники конференции выражают убеждение в необходимости более глубокой концептуальной разработки идейного основания российского патриотизма, которая в полной мере учитывала бы национально-культурные особенности и стратегические цели государства, гарантируя достижение этих целей путем формирования системы патриотического воспитания подрастающего поколения, от которого напрямую зависит будущее нашей страны. Такой концептуализации может и должно способствовать философски осмысленное конкретное понятие патриотизма, способное систематически раскрыть его единую сущность, соединив тем самым до сих пор разрозненное множество его явлений и определений.

Участники конференции единодушны в том, что патриотическое воспитание на местах и в целом по стране ведется сегодня недостаточно системно. Этот недостаток есть следствие того, что воспитатели, даже при наличии у них специального образования, опыта и педагогического рвения, до сих пор вынуждены руководствоваться в своей работе лишь собственными субъективными, более или менее случайными и неполными представлениями о патриотизме. Теоретически предполагается, будто все воспитатели патриотизма доподлинно знают, что такое патриотизм и как следует воспитывать молодежь в его духе, однако практика этого не подтверждает. Скорее, она свидетельствует об обратном – о том, что усилия воспитателей патриотизма действуют вразнобой, а потому не достигают необходимого синергетического эффекта, т. е. патриотической консолидации подрастающего поколения. Не случайно современные социологические опросы показывают, что примерно 50% молодых людей намерены покинуть свою Родину.

Произвольные, субъективные толкования патриотизма могут выражать не только частичную, неполную истину, но и мнимый или ложный патриотизм. Следы произвольных трактовок патриотизма можно найти даже в официальных документах, где задачи патриотического воспитания юношества формулируются нередко в усеченном и упрощенном виде. Во многих из них совершенно отсутствует стратегический взгляд в будущее, игнорируется необходимость осмысления молодежью общепланетарных проблем, решение которых невозможно без участия России. В сложившейся практике патриотического воспитания подрастающего поколения наблюдается явный уклон в прошлое. Разумеется, связь с исторической памятью нашего народа – главное личностное качество российского гражданина. Но крен в историю в деле патриотического воспитания, как всякий перегиб, может нанести вред, поскольку из-за него у молодежи складывается ложное впечатление, будто у нашей страны нет будущего. Эта ситуация заботит и действующего Президента России. В своем недавнем выступлении он указал, что национальный патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым», т. е. исключительно местным, провинциальным, а также призвал не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее».

В свете сказанного неотложной становится задача фундаментального теоретического осмысления и практического решения комплекса проблем, накопившихся в сфере воспитания вообще и патриотического воспитания в особенности. Большое значение приобретает координация действий всех имеющих отношение к этой сфере. Без разработки нового, систематического подхода к патриотическому воспитанию, учитывающему ценности, потребности и интересы подрастающего поколения, сделать это не представляется возможным.

В основу такой разработки должно быть положено классическое философское понятие патриотизма, сформировавшееся в ходе истории философии и разделяемое отечественной философской мыслью. Это позволит преодолеть распространенные в российском общественном сознании интерпретации патриотизма, которые искажают и размывают его истинный смысл, заражая патриотическое воспитание подрастающего поколения субъективизмом, тенденциозностью и чрезмерной эмоциональностью, что отталкивающе действует на его представителей. Опираясь на это понятие, участники конференции наметили контуры философски обоснованной, логически выверенной и социологически контролируемой системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Признавая необходимость осуществления дальнейшей целенаправленной работы органов государственной власти, местного самоуправления, общеобразовательных организаций и общественных объединений по созданию эффективной системы патриотического воспитания молодежи, организаторы и участники конференции предлагают:

1. Межведомственной комиссии по созданию Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» совместно с представителями академического и экспертного сообществ разработать концептуальные основы российского патриотизма и стратегию патриотического воспитания подрастающего поколения.

Философски обоснованная концепция российского патриотизма необходима для достижения солидарного понимания и толкования патриотизма как национальной идеи и главной духовной ценности, а также других идей и ценностей, неразрывно связанных с любовью к Родине и деятельному служению Отечеству. Решение этой задачи требует соединения усилий ведущих российских учёных-философов и Экспертного совета Всероссийской научно-практической конференции «Концепция российского патриотизма и стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения», проведение которой намечено на 2021 г.

Стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения необходима для формирования его настоящей, полноценной системы. Эта стратегия, направляемая классическим философским понятием патриотизма и реализующими его системными принципами воспитания, будет способна упреждающим образом отвечать на вызовы времени, т. е. учитывать новейшие тенденции развития российского общества, интересы и потребности подрастающего поколения.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в процессе подготовки и принятия Федерального Закона «О государственной молодежной политике» предусмотреть в нем формирование системы патриотического воспитания различных возрастных групп подрастающего поколения с учетом законодательных и нормативно-правовых нововведений в области национальной безопасности, социальной, культурной и образовательной политики.

3. Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству Просвещения РФ с участием Российской академии образования совершенствовать процессы конструктивного взаимодействия вузов в деле внедрения инновационных форм гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

4. Федеральному агентству по делам молодежи (Росмолодежь)

(1) всеми доступными средствами привлекать внимание научно-педагогической общественности и широкой молодежной аудитории к обсуждению смыслового содержания патриотизма как одной из высших духовных ценностей, к социальной значимости патриотизма как умонастроения, способного сплотить российское общество и объединить усилия его членов в созидательной деятельности на благо Отечества и всего человечества, к проблеме совершенствования практики патриотического воспитания подрастающего поколения;

(2) внедрить в качестве обязательной философскую и научно-теоретическую экспертизу реализуемых и вновь создаваемых проектов патриотического воспитания; подготовить к изданию серию монографий по теории и практике патриотического воспитания для педагогов-воспитателей и вожатых;

(3) оказать методическое и информационное содействие проведению в 2021 г. Всероссийской научно-практической конференции «Концепция российского патриотизма и стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения».

5. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»

(1) в методических рекомендациях по патриотическому воспитанию разъяснять причины возникновения иллюзорных и ложных форм патриотического сознания, опасных тем, что они приводят к появлению антипатриотических настроений и создают благоприятную психологическую почву для насаждения экстремистских идеологий, а также стимулируют анархически-протестные выступления;

(2) исследовать факторы, влияющие на колебания патриотических настроений молодежи;

(3) выявить ценностные и прагматически значимые компоненты системы патриотического воспитания;

(4) выработать критерии оценки эффективности патриотического воспитания;

(5) предусмотреть меры повышения квалификации специалистов в сфере патриотического воспитания;

(6) инициировать разработку эффективных социокультурных технологий формирования патриотического умонастроения детства и юношества в современной информационно-коммуникационной среде;

(7) организовать на базе действующих интернет-ресурсов рубрики, посвященные практическому опыту патриотического воспитания молодежи, в которых к обсуждению его проблем привлекались бы не только педагоги и воспитатели, но и деятели науки, культуры и искусства, представители общественных объединений, ветераны войн и труда.

6. Учёным советам Института социологии ФНИСЦ РАН и Института философии ИФ РАН рассмотреть возможность включения в тематику своих плановых заданий исследования патриотизма в различных его аспектах и проявлениях (теоретических, социально-культурных, историко-философских).

7. Федеральному агентству по делам национальностей

(1) ввести в программы гармонизации межэтнических отношений задачу формирования патриотического умонастроения подрастающего поколения как эффективно соединяющего различные народы фактора;

(2) принять участие в разработке концептуальных основ российского патриотизма и стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения как элементов патриотически ориентированной концепции российской национальной идентичности, приемлемой для различных народов нашей страны и актуальной для современной эпохи.

8. Органам по делам молодежи, образования и культуры субъектов РФ при постановке задач патриотического воспитания исходить из идейного и ценностного содержания понятия патриотизма, которое включает в себя не только особенные смысловые моменты (в т. ч. этнические и конфессиональные интересы), но и универсальные проявления патриотизма, поддерживаемые нашим государством (в т. ч. милосердие, добровольчество, заботу о сохранении природы, экологическое просвещение).

9. Молодежному межрегиональному общественному Движению «Пост № 1»

(1) продолжить публикацию на официальном сайте информации об исследованиях патриотизма и актуальных практиках патриотического воспитания;

(2) с целью развития Движения издать и распространить среди заинтересованных лиц в регионах РФ дополнительный тираж книги «Движение Пост № 1 России: концептуальные основы и организационно-методические рекомендации».

10. Организаторам Всероссийской научно-практической конференции «Концепция российского патриотизма и стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения» в 2021 г.

(1) предусмотреть в рамках секций рассмотрение следующих блоков вопросов:

- состояние и перспективы патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России;

- современные вызовы в деле патриотического воспитания в России и адекватные ответы на них;

- факторы, препятствующие формированию у молодежи национального самосознания и активной гражданской позиции, и эффективные средства их нейтрализации;

- способы укрепления государственных и общественных институтов, реализующих патриотическую повестку;

- проблемы координации деятельности организаторов патриотической работы в перспективе формирования системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

(2) на март 2021 г. запланировать онлайн-конференцию, в рамках которой заслушать и обсудить основную часть докладов, чтобы на офлайн-конференции в апреле-мае 2021 г. больше времени уделить обсуждению и выработке ее решений (со-организатором онлайн-конференции может стать факультет социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ).