Доклад к секции "Почетный караул: вызовы современности" слета "Хранители Памяти". Килин С.В.
Доклад озвучен руководителем Движения "ПОСТ №1" Килечным Сергеем Владимировичем на Первом слете участников проекта «Хранители истории» Движения Первых.
Сегодня о патриотизме рассуждают много. Однако в многообразии мнений и концепций, далеко не всегда находится, во-первых, что-то действительно новое, развивающее давно появившееся представление о патриотизме, и, во-вторых, то насущно необходимое, что действительно способствовало бы ненавязчивому патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Говорить о патриотизме, то есть о любви к родине и Отечеству всегда непросто, поскольку любовь есть чувство очень личное и слишком выпячивать, разглашать себя оно не любит, хотя сказать: «Я люблю свою Родину» очень даже легко, особенно если от тебя ждут такие слова, а ты ждёшь, что тебя за них похвалят. Но становится ли лучше от этих слов нашей Родине – это ещё большой вопрос. Реальные дела, примеры истинного патриотизма всегда более значимы и весомы для его воспитания, чем просто словесные признания (констатации).
Название темы секции говорит за себя – современные вызовы определяют историю постовской деятельности. Они могут как препятствовать развитию этого созидательно-патриотического движения, так и стимулировать его активность. Хотелось бы определить, что это за вызовы и как на них нам реагировать. Проблемные вызовы можно разделить на идейные (идеологические) и реально-организационные.
Первые охватывают не только деятельность постов – они связаны с отношением общества к патриотизму и его воспитанию в целом. Среди них можно выделить следующие.
1. Сильнейшее влияние в последнее тридцатилетие массовой западной культуры, которая насаждает в сознании представителей молодёжи чувство собственной исключительности и утилитарное отношение к Отчизне. Как ни странно, истоки этого явления имеют этические мотивы. Дело в том, что в национальном чувстве русского народа укоренено такое чувство как отзывчивость. Оно вызывает желание приобщиться к единому человечеству. Это чувство исторически культивировалось христианской идеей о равноправии всех людей. Оборотной стороной мировой отзывчивости русского духа является любознательное влечение ко всему чужеродному, иностранному. Нисколько не умаляя патриотизма советских граждан, следует признать, что так называемый «железный занавес», оградивший после Второй мировой войны западный мир от СССР, дал мощную подпитку этому влечению. Немалому числу граждан нашей страны уже с конца 1950-х годов стало казаться, что на Западе людям живется лучше, чем в их родной стране. Иностранные товары подкупали их своим высоким качеством или вообще не имели аналогов в ассортименте советской торговли. Поп- и рок-музыка, доносясь до слуха наших молодых людей, будила в их душах чувство небывалого раскрепощения. Символично о таком противоположном эффекте советской пропаганды упоминается в известной песне группы Наутилус Помпилиус «Прощай Америка», появившейся на свет в период слома политического строя СССР: «Нас так долго учили. Любить твои запретные плоды». С падением «железного занавеса» в конце 1980-х годов это пристрастие к чужеродному потребовало немедленного удовлетворения; долго зревшие изменения в умонастроении наших сограждан вдруг вышли наружу. В России внезапно воцарился культ Запада со свойственной ему ярко выраженной индивидуальностью и прагматичным отношением к Родине. Принцип «Где хорошо, там и Родина», – стал настойчиво звучать из динамиков либеральных средств массовой информации. Очевидно, что в такой ценностной ориентации идея личной сопричастности памяти народных героев терпит фиаско.
2. Одним из противодействий этому мощному идеологическому вызову может стать адекватное понимание сущности личности и общества, также являющееся современной проблемой. Общество – это не отдельно существующие вокруг нас люди. Эгоист не понимает, что «я» и «другие» – это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность. Следует понимать, что сознание каждого человека как члена семьи и рода генетически предшествует его самосознанию. В личности нет ничего что не существовало бы в его роде. От этого первичной категорией нравственно-общественной жизни является обязанность, а не право, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Тогда и открывается истинный смысл демократии, замечательно сформулированный русским философом Семеном Людвиговичем Франком: «Демократия есть не власть всех, а служение всех». Кстати формулировка добровольчества – как общественное служение (форма деятельной любви к человечеству), если она активно обсуждается в среде молодежи, побуждает ее представителей к добрым и социально значимым поступкам. Замечу, что Несение Вахты Памяти – это тоже общественное служение, так как человек, признавая подвиг и страдания своего народа, сопричастно переносит его как на себя так и публично на других соотечественников.
3. Не менее весомой причиной антипатриотизма является антинациональный и антипатриотический характер мировоззрения некоторой части собственников крупного и мелкого капитала, а также сращённой с ними власти. Их устремления преследуют отнюдь не цель служения Отечеству, несмотря на декларирование этой высокой миссии. Сложившуюся под действием этой причины социальную этику характеризует, главным образом, своекорыстное себялюбие, сочетающее эгоцентризм и разнузданный гедонизм. Причастившиеся к такой этике молодые люди, даже если остаются в родных пределах, представляют себя частью западноевропейской культуры – гражданами мнимого «глобального мира» и строят свою реальную жизненную судьбу, исходя из неё. В этом контексте стоит акцентировать внимание на том, что как глобализация современного мира, так и его капитализация не способствуют развитию патриотического умонастроения.
Решением указанных вызовов может стать образовательная и просветительская деятельность, которая раскрывает подлинную созидательную природу патриотизма и которой к сожалению сейчас явно недостаточно. В советский период государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности. Сегодня такая задача окончательно не поставлена, на первом плане стоит узкая специализация, знание которой ориентирует личность на исключительно профессиональное становление. Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания – формирование развитой духовной личности человека.
В этом вопросе интересна позиция Китая, ставшего за короткий срок страной с мощной экономикой. Взяв опыт Запада по индустриализации, Китай разработал дифференцированную политику, гармонично оставив в ней национально-культурные формы общественного развития. Конфуцианская традиция и идеология сохранила свои позиции в семейно-ориентированной социальной структуре и патерналистской политике, претерпевших определенные трансформации. В частности семья в Китае – священный союз, в котором прививаются основные ценности. Образование личности в Китае сродни гражданской религии общества. Первостепенная задача такого образования – воспитание характера в русле общественного блага. В китайской школе этическое воспитание занимает не меньшее место чем получение знаний; она развивает культурные навыки и духовные ценности. Сегодня такой метод все чаще используют и российские школы, но пока, как мы видим, недостаточно. Нам нужно как можно быстрее донести до молодежи понимание того, что самореализация возможно только во взаимной поддержке, в модели совместного пути к ней, о повышения ценности семьи, вежливости – как стандартной модели взаимодействия людей, говорить не буду – это очевидно.
Разумеется, этими проблемами не ограничиваются идейные вызовы российскому патриотизму и постовской деятельности в частности, но как актуальные их необходимо рассматривать и разрешать.
Реально-организационные проблемы решаются соответствующей профессиональной подготовкой специалистов, отвечающих за патриотическое воспитание на местах и патриотическим неравнодушием и дальновидностью представителей власти. Так мы знаем, что в каждом муниципальном образовании есть как минимум один Огонь Вечной славы у которого можно организовать Вахты Памяти. Всего в Российской Федерации действуют более 500 Вахт Памяти «Пост № 1». При этом наша страна включает около 2300 муниципальных образований, в которых имеются мемориалы (в том числе, Вечные огни), которые могут служить местом организации Вахт Памяти — это как минимум 2300 Рот Почетного караула. Зачастую данные мемориалы нуждаются в особой охране. Движение «Пост № 1» могло бы взять на себя заботу о привлечении внимания общественности к их состоянию.
Вместе с тем, не во всех регионах и муниципальных образованиях наблюдается активность в этих решениях. Это обусловлено отсутствием единого подхода к организации деятельности Постов № 1, недостаточным общественным и политическим вниманием к данной деятельности, иными причинами.
В качестве предложений, способствующих активному развертыванию движения, можно предложить следующие:
• рекомендовать субъектам Российской Федерации создать Посты № 1 во всех муниципальных образованиях, в том числе, вовлекать в постовскую деятельность не только школьников, но и студентов СУЗов и ВУЗов;
• придать существующим Почетным караулам «Пост № 1» систематический характер – Вахты памяти должны организовываться не от случая - к случаю, пусть и в значимые даты нашего государства, а постоянно, то есть, не реже 2–3 раз в неделю и не менее 2–3 часов в день. При таком подходе практически все школы муниципальных образований смогут направить своих учеников на обучение и участие в Вахте Памяти. Из наиболее отличивших и заинтересованных постовцев в районе формируется сборный отряд Поста № 1;
• реализация подобной инициативы может быть осуществлена с помощью нормативных актов региональных органов власти, организующих и координирующих образовательный и воспитательный процесс, к примеру через Приказ, регламентирующий организацию и несение Почетной Вахты Памяти на Посту № 1 у мемориалов и обелисков Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на территории соответствующего региона.
В целом, механизм развития Движения «Пост № 1» прописан в Стратегии развития, включающей и ответы на современные вызовы.