Всероссийский сайт ПОСТов №1
Дорогие друзья! Представляем вам сайт Постов №1 России postrf.ru. Сайт интегрирует информацию о всех действующих в нашей стране Постах №1 и даёт возможность публиковать статьи о патриотизме и практиках патриотического воспитания. Будем рады вашим предложениям и замечаниям. Ниже – краткое обоснование того, что побудило нас заняться этим важным, на наш взгляд, делом.
Среди методов патриотического воспитания наиболее эффективны те, которые соответствуют актуальной действительности. Что это значит?
Во-первых, они основываются на здравом смысле и разумном мышлении, а не строятся на уверениях либо лозунгах, так как заставить кого-то любить через силу невозможно. Любовь к Родине должна спонтанно идти от сердца и свободного ума.
Во-вторых, отдельные мемориальные акции, мероприятия – будь то шествия, чествование памятных дат, мест и многое другое, – важны, однако сами по себе не достаточны для формирования патриотического умонастроения. Они могут тронуть душу, но скоро забыться. Только в мышлении мы приходим к конкретному пониманию того, что такое подлинный патриотизм, отбрасывая всё псевдопатриотическое, что есть в его абстрактном, схематичном, стереотипном представлении. Здесь надо кое-что пояснить.
В отличие от абстрактных представлений о патриотизме, его конкретное понятие не столь просто. Оно включает три смысловых элемента. Каждый из этих элементов содержит в себе как моменты два других, а в совокупности они образуют единую идею патриотизма. Она и лежит в основе системы патриотического воспитания. Один элемент – это исходное тождество или всеобщность. Оно свойственно всем людям и выражает глубочайшее внутреннее единство, роднящее всех людей на земле как представителей человеческого рода разумных существ вообще. Осознаётся оно в понимании человеком самого себя как живого социального существа. Проявляется в установлении общностных связей и общественных отношений. Другим элементом понятия патриотизма является его различие, или особенность. Он соотносит каждого человека с той социальной реальностью, которая существует вместе с ним здесь и сейчас. Родина осознаётся человеком через его принадлежность к определённой семье, определённому обществу и определённому государству. Наконец, третий элемент – это единство понятия патриотизма в его всеобщности и особенности, т. е. синтез двух указанных выше смысловых элементов. Таково сингулярное проявление патриотизма в нашей жизни. Итоговое смысловое единство понятия «патриотизм» дано в тех примерах любви к Родине и служению Отечеству, которые, став образцами для подражания, имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо не могут не вызвать сопереживание и стремление поступать точно так же. Это мужественные и героические поступки, военные подвиги, достижения в искусстве, спорте, других областях культуры. Гражданско-политическое воспитание молодёжи необходимо осуществлять на основе целостного понимания идеи патриотизма и системно. Тогда патриотизм будет проявляться в молодёжной среде не случайно и время от времени. Он обретёт устойчивость и осмысленное выражение, поскольку будет базироваться на осознанной любви к Родине. А именно патриотизм в таком виде и есть то, без чего ни народы, ни человеческий род в целом не могут благополучно существовать.
В-третьих, патриотическое воспитание должно быть последовательным и сбалансированным – как в жизни отдельного гражданина, так и государства. Всему своё время: традиции должны быть осмыслены, но не обожествлены, не возведены в самоцель. Возрождение — это не стремление воскресить прошлое, пусть, может быть, и лучшее время. Возрождение — это сохранение традиций путём их непрерывного развития. Действительное открывается в нём через его отношение к прошлому и будущему. Иначе говоря, подлинное патриотическое воспитание, хотя и обращается к прошлому ради традиционных образцов, достойных подражания, и как таковое всегда реализуется в настоящем, имеет также вневременное основание и надысторический вектор идеального будущего. Ограничивать молодёжь в настоящем только извлечением уроков из прошлого, не предлагая образ желаемого будущего родной страны и не предоставляя ей реальной возможности самой интуитивно, наощупь такой образ формировать — значит не просто давать ущербное образование, участвуя в клонировании исторических стереотипов, но и деформировать личности молодых людей, создавая предпосылки для возникновения антипатриотических умонастроений.
В-четвёртых, патриотическое воспитание не должно основываться на неуважении к другим народам и исключительно на военной силе. Все народы суть части нашего общего человеческого рода, необходимые для его существования и развития, как и части любого живого организма. У каждого народа могут появиться идеологии, губительные как для него самого, так и угрожающие его соседям. Но для их нейтрализации не нужно искоренять народ-носитель одной из таких идеологий. Нужно излечивать этот народ от его опасных болезненных помыслов. Глубоко верны слова русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва: "Нравственная обязанность настоящего патриота — служить народу в человечестве и человечеству в народе". Выпячивание напоказ своего национально-гражданского достоинства, утверждение исключительности своего народа и своей страны, их места и роли в мировой истории – такое слащавое псевдопатриотическое самолюбование аналогично популярному ныне себялюбию через «селфи», одновременно смешному и отвратительному.
В-пятых, патриотическое воспитание должно полагаться на мирный характер разрешения противоречий, существующих в стране и мире, усматривать в них – по мере возможности и в согласии с объективным порядком вещей – необходимый для развития человеческой цивилизации характер. Полноценное, гармоничное развитие личности каждого человека возможно только в мирной обстановке.
Вахта Памяти «ПОСТ № 1», напоминая о трагедии Второй мировой войны и Победе советского народа в Великой Отечественной 1941-1945 гг., борется за мир во всём мире. «Вложи меч свой в ножны, ибо все поднявшие меч мечом и погибнут…» — эта христианская заповедь носит подлинно патриотический характер. Исторический опыт человечества неоднократно подтверждал евангельскую истину.
Ценность идеи служения у мемориалов и огней Вечной славы перечисленным не ограничивается, но и этого достаточно, чтобы понять важность внимания к Постам №1. Благотворно влияя на духовно-нравственное становление юношества через признание и почитание бессмертной славы героев Отечества, Почётные Вахты Памяти выполняют заметную роль в патриотическом воспитании молодежи. Несение Почётных Вахт Памяти «ПОСТ №1» у мемориалов и огней Вечной славы подключает детей и молодёжь к исторической памяти своего народа и, вызывая глубокие душевные переживания, восстанавливает «связь времён», наводит мосты между поколениями.
Сайт postrf.ru призван не только собирать и интегрировать информацию о всех действующих в регионах России Постах №1, но и отвечать на непростые вопросы о патриотизме. Очистить истинное ядро патриотизма от шелухи недопонимания и сознательной лжи – вот наша цель.
Предлагаем ознакомится с сайтом postrf.ru.
Будем рады и вашему участию в общем деле.
Благодарим Федеральное агентство «Росмолодёжь» за поддержку в создании сайта.
Руководитель Движения Килин С.В., члены Экспертного корпуса Малинкин А.Н., Муравьёв А.Н. и команда единомышленников.