О Движении

ОБРАЩЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ЕГО ИСТОРИЯ
И ПРОБЛЕМА ЕГО КОНКРЕТНОГО ПОНЯТИЯ

Патриотизм есть чувство любви человека к своей Родине, питаемое его неразрывной внутренней связью с нею. Это чувство вызывает в нем стремление стать по мере присущих ему способностей максимально полезным своему Отечеству, жить в нём достойно и свободно, творчески реализуя себя. Поэтому история патриотизма есть история любви человека к другим людям — любви, которая начинается с инстинктивного чувства кровной общности со своими родными и близкими, а возвышается до разумного сознания своего духовного единства с человечеством в целом.

Когда-то жизнь человеческого рода покоилась исключительно на кровных связях. Тогда и патриотическое чувство общественной солидарности носило непосредственный, так сказать, внутрисемейный характер, отчего господствующим был патриотизм рода и племени, делящий людей на «своих» и «чужих». С переходом от кочевничества к оседлости в этот бессознательный, стихийно складывающийся патриотизм включился местный момент обжитого его родом и племенем пространства, вместе с которым у человека возникла тоже естественная по своему происхождению любовь к его малой родине — к родной земле, к ее природному ландшафту и климату. С появлением городского быта это чувство дополнилось привязанностью к определенной культурной среде. Так появилась настоящая гражданская солидарность. Сверх того, в религии, которая культивировалась как в городе, так и в деревне, хотя в разных странах — весьма по-разному, человек преодолевал конечность своего чувства природно-исторической общности с другими людьми и тем самым приобщался к бесконечному и, стало быть, вечному духовному единству всего человечества. В силу этого нравственность становилась для него исходным пунктом бесконечного личного совершенствования. Долг благодарности родителям, давшим ему жизнь, расширялся до обязанностей человека по отношению к тем общественным союзам, благодаря которым он обрел преимущества свободной и предсказуемой жизни в своем государстве, ибо без них жизнь его осталась бы только ничем не гарантированным, случайным физическим существованием. Родо-племенные общины разрослись в народы, а народы, выйдя из состояния внутренней замкнутости и осознавая свое неповторимое своеобразие, начали становиться нациями и заняли определенное положение по отношению к другим народам, населяющим планету. Этот процесс, разумеется, ослаблял местный патриотизм, направляя духовные и физические силы людей в патриотизм государственности, общей для различных областей их страны, и еще далее через союзы государств — к интересам всего человечества.

Таким образом, историческое развитие патриотической идеи идет от родо- племенного (естественного и местного) патриотизма к патриотизму национально-государственному, а вслед за ним — к патриотизму всемирно- гражданскому, или космополитическому. Если это развитие не проходит через разумное осмысление в человеческом сознании, то патриотизм развивается в нем односторонним, ложным образом, выпячивая то одно, то другое свое значение и не обогащаясь их взаимным проникновением. На переходе от местного патриотизма к патриотизму национально-государственному возникает национализм как казенный псевдопатриотизм, ищущий свою выгоду в мнимом удовлетворении государственных потребностей и запросов. Национализм сводится к представлению о реальной исключительности одной нации и ради нее покушается на мир между народами, стремясь стереть их духовное разнообразие. Как реакция на националистический псевдопатриотизм на пути к всемирно-гражданскому патриотизму возникает интернационализм как другой вид псевдопатриотизма, который сводится, напротив, к иллюзорному идеалу абстрактно-всеобщей человечности, лишенной социально-государственных и национальных особенностей. Интернационализму, в свою очередь, противопоставляется мультикультурализм — еще один вид псевдопатриотизма, настаивающий на абстрактном равенстве особенных культур разных народов. Эти ложные виды патриотизма вызывают рост международной и внутриполитической напряженности, приводя ко множеству злокачественных ситуаций, которые разрешаются с огромным трудом и невосполнимыми потерями.

Эти ситуации усугубляются тем, что современный западный мир, чьи государства и народы находятся сегодня на пике своего международного влияния, усматривает во многом только грязно-торгашеские интересы и выгоду. Полагаясь, главным образом, на чувственные восприятия, он чует тело, но не чует духа и пытается навязать всему человечеству свои количественные стандарты качества жизни, измеряемого лишь материальной обеспеченностью и комфортом. Фанаты современного потребительства видят в человеке лишь конечное, смертное физическое существо и отрицают его духовную бесконечность. Пренебрежение всеобщим духовным единством всех людей переходит у них в крайний эгоизм, побуждающий ценить в людях лишь кричащую внешнюю индивидуальность и презирающий их истинную оригинальность. Этот процесс в той или иной степени затрагивает и другие государственно-народные организмы, заражая их болезнью националистического эгоизма и нарциссизма, любования их подлинными и мнимыми достоинствами. Но националистическое не есть подлинно- национальное. Национализм несет с собой только гибель и смерть, а настоящее национальное самоопределение народов — их живую и становящуюся вечной жизнь. Любить в своей Родине и своем Отечестве национальный характер своего народа, обретаемый им и каждым народом в ходе мировой истории, значит любить в нем и в других народах человечество как таковое.

Причиной ложных трактовок патриотизма выступает отсутствие в индивидуальном и общественном сознании единого понятия патриотизма. Оно включает в себя три неразрывных момента — момент всеобщий, или всемирно- гражданский, относящийся ко всему человечеству, момент особенный, или национально-народный, характеризующий различные государства, и момент единичный, или лично-индивидуальный, относящийся к индивидам человеческого рода. Без конкретного понятия патриотизма трудно не заблудиться в бесконечном ряду абстрактных представлений о патриотизме, выражающих разрозненные моменты его понятия. Именно абстрактные представления о патриотизме вызывают крайне негативные последствия: национал-патриотизм в соперничестве с другими видами псевдопатриотизма порождает нацизм и радикализм, чреватый, в свою очередь, экстремизмом, а кроме них — шапкозакидательский ура-патриотизм, квасной патриотизм рядящихся в патриотические одежды лицимеров и тому подобные отрицательные явления. На этой почве развивается внутреннее противоречие между истинным патриотизмом, искренне желающим, чтобы наша Родина год от года становилась как можно лучше, и фальшивым пафосом казенного патриотизма, утверждающего, что она и так всех лучше.

РОДИНА И ОТЕЧЕСТВО

Понятие патриотизма проходит все этапы развития его идеи, отчего в сознании человека, если он включен в этот процесс, происходит переход от стихийного, инстинктивного патриотизма как душевного стремления к социальному равенству и единству, движимым бессознательным желанием вечно пребывать в земной реальности своего народа, в патриотизм сознательно- разумный. В инстинктивном патриотизме непосредственно едины два начала — святость своей земли как близкая душе человека определенность природы, окружающей его с детства, и общественно-гражданская (нравственная и духовная) определенность его народа. Из этих начал в сознании человека вырастают понятия Родины и Отечества.

Родина у каждого человека одна и потому едина для многих его сородичей. Родина, предстающая в сознании и совести человека как его мать, отец, страна и народ, их породившие, дала ему самое ценное, что у него есть — его жизнь. Кроме того, она воспитала его — помогла ему стать таким, каков он есть со всеми своими достоинствами и недостатками. Поэтому мы суть дети нашей Родины-матери, поскольку она дарует нам наше тело и душу, в которой таится наш дух. От нее мы не в силах уйти — мы можем только развивать, культивировать в своих душах высоту и достоинство нашего семейного, общественно-народного и национально-государственного духа. Родина-мать питает и воспитывает нас до тех пор, пока мы еще не в состоянии жить самостоятельно. Поэтому ее невозможно не любить, не беречь и не защищать. Вот отчего обычно словом патриотизм обозначают готовность человека отдать, если потребуется, жизнь за свою Родину, так как его жизнь принадлежит не только ему самому, но и ей, ибо она дала ему его мать отца, а они, в свою очередь, дали ему жизнь, необходимое питание и воспитание.

Но если Родина — это наше прошлое и настоящее, то Отечество есть наше будущее. Будущего без прошлого и настоящего нет, и в этом смысле они, как Родина и Отечество, составляют одно целое, хотя они точно также суть различные времена, различные определения одного целого времени. Поэтому словом Родина выражается то, что дала нам наша Родина, а словом Отечество — то, что мы можем и должны дать ей. Для этого нам, прежде всего, необходимо развить свои способности и своими делами внести посильный созидательный вклад в жизнь нашей Родины и Отечества.

Вахта Памяти «ПОСТ № 1» как одна из форм патриотического воспитания молодежи соединяет в их сознании Родину и Отечество. С Родиной Вахту Памяти связывают российские патриотические традиции, инстинктивное стремление к жертвенности и душевное чувство сострадания. С Отечеством — нравственное воспитание и созидательная общественная деятельность. В несении Вахты Памяти чувственная форма караульной службы и увлеченности отечественной историей гармонично сочетается с духовным содержанием вечной памяти народной.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА

Идея патриотизма никогда не застывает, так как она всегда будет развиваться из своей стихийной формы в сознательную. Это требует специальных воспитательных усилий, объясняющих и раскрывающих подрастающему поколению единый смысл и многообразные формы духовного единения людей. Только через растущее объединение людей и народов во всечеловеческой солидарности, то есть в любви к своему народу не в качестве исключительного, но, напротив, в его внутреннем единстве со всеми другими народами, воплощается идея патриотизма. Для этого любви человека к его малой родине предстоит разогреться в любовь к более развитым и всеохватным формам духовного единства людей — к своей Родине, Отечеству и человечеству в целом.

Истинный патриотизм зиждется на вере человека в себя и в то, что в мировом и в национально-государственном устройстве все объединены единой высшей целью, что в лице каждого человека представлена идея человечества в целом. Истинный патриотизм живет не иллюзиями, красящими всё в розовый цвет. Напротив, он позволяет нам понять то, в чём состоит насущная жизненная нужда нашего народа и нужда человечества на современном этапе их исторического развития. На сегодня это — явный недостаток духовного образования и потребность в конкретно-всеобщем нравственном принципе жизнедеятельности, требующем непрекращающегося личного и народно- национального совершенствования.

Движение Вахта Памяти «ПОСТ № 1» призвано расширить воспитательное и просветительское пространство, обеспечивающее развитие личности молодого человека в духе его сопричастности к отечественной и мировой культуре. Цель Движения — воспитание у подрастающего поколения чувства принадлежности к великому полиэтническому российскому народу путем сохранения исторической памяти о его боевых и трудовых подвигах. Для этого через общественные инициативы необходимо создать новые Вахты Памяти «ПОСТ №1» в регионах РФ и муниципальных образованиях, сформировать благоприятные условия для объединения юношества на основе интересов военно-патриотического и гражданско-патриотического характера, содействовать духовному развитию юношества и решить ряд других задач, способствующих достижению цели Движения.

Гармоничное развитие личности каждого человека возможно только в мирной обстановке. Вахта Памяти «ПОСТ № 1», напоминая о великой трагедии Великой Отечественной и Второй мировой войны, борется за мир во всём мире. «Вложи меч свой в ножны, ибо все поднявшие меч мечом и погибнут…» — этот христианский принцип носит истинно-патриотический характер, так как исторический опыт человечества подтвердил истину этого евангельского требования.

Идеал патриотически настроенного человека — мощь нравственного национального самоопределения, человеколюбия и милосердия. Служить исключительно себе — не значит служить своему народу, равно как и служить исключительно своему народу — не значит служить человечеству. Такая личная позиция превратна и неплодотворна. Участники Движения не боятся самых сложных вопросов о патриотизме, так как они очищают его истину от шелухи бессознательной и сознательной лжи.

Общественное Движение Вахта Памяти «ПОСТ №1» как школа истинного патриотизма может стать немаловажным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Его надпартийность содействует сохранению многообразного единства России и мира всём мире.

заявка кандита в участники движения
Имя *
Фамилия *
Дата рождения *
Регион Вашего проживания *
Муниципальное образование *
Ваше учебное заведение *
Личная электронная почта *
Ваш телефон *
Ссылка на Ваши аккаунты в соц.сетях *
Раскажите о себе *
Отправляя заявку, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных и выражаю согласие на их обработку
Предложить патриотическую идею
Имя *
Фамилия *
Дата рождения *
Регион Вашего проживания *
Муниципальное образование *
Личная электронная почта *
Ваш телефон *
Опишите идею
Прикрепить файл
Отправляя заявку, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных и выражаю согласие на их обработку
Предложение об организации Поста №1
Имя *
Фамилия *
Дата рождения *
Регион Вашего проживания *
Муниципальное образование *
Личная электронная почта *
Ваш телефон *
Укажите адрес расположения предполагаемого ПОСТа №1 *
Прикрепить файл
Краткое обоснование инициативы *
Отправляя заявку, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных и выражаю согласие на их обработку
предложить новость
Важно! Перед отправкой новости нам, ознакомьтесь, пожалуйста, с памяткой по оформлению материала.
Имя *
Фамилия *
Регион Вашего проживания *
Электронная почта *
Телефон *
Содержание новости
Прикрепить фото или файл
Отправляя заявку, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных и выражаю согласие на их обработку